Устраиваем дизельному кроссоверу Mаzda CX-5 сеанс психоанализа
Текст: Борис Ульзибат Фото: Драйва и производителя Источник: Драйв
Десять лет назад, когда я впервые побывал в Вене, я понятия не имел об одной важной местной достопримечательности. Доме-музее Зигмунда Фрейда. А ведь именно этот человек попытался совершенно по-новому взглянуть на причины различного поведения людей. И вот я вновь в Австрии, всего в паре кварталов от места, где жил и трудился основоположник психоанализа, и у меня есть собственный, хоть и необычный пациент. Я пытаюсь составить психологический портрет Мазды CX-5 с дизельным мотором. Ну-с, уважаемая, расскажите о себе с самого начала.
Вена — город, привыкший к разнообразию автомобилей. Однако Мазда CX-5 неизменно привлекала к себе внимание публики.
Дедушка Фрейд любил утверждать, что корни тех или иных действий человека уходят в его детство. Если бы машина умела говорить, из её рассказа мы бы узнали, что на данный момент она — младший ребёнок в семье. Ребёнок, пожалуй, самый долгожданный, ведь именно машина, работающая на тяжёлом топливе, — последнее звено в цепочке скайактивных технологий. Бензиновый автомобиль уже стал насквозь небесным, но без уникального дизеля картина была неполной.
Но на нашем сеансе говорить будут родители. Они отмечают, что с самого рождения возлагали особые надежды на нашу пациентку. По их замыслу, дизельная версия должна составить более половины среди всех проданных кроссоверов CX-5. Да и четверть запланированных на производство в течение года автомобилей уже заказана, хоть европейские продажи ещё не стартовали. Это, а также наличие определённых отличий в анатомии и физиологии не может не отразиться на её характере.
Пожалуй, единственный способ опознать дизельную машину — заглянуть в салон. Снаружи нет ничего, что бы позволило различить модификации.
Ребёнок родился несколько более упитанным по сравнению со старшей «сестрой» — 1485 кг против 1300. Однако эта дополнительная масса — отнюдь не «жирок» лишних наворотов. Все эти добавившиеся килограммы — мускулатура. Помечаем в блокноте: с детства проявлялись хорошие спортивные задатки, тип конституции скорее атлетический, чем гиперстенический. В Европе машина будет предлагаться в двух вариантах форсировки — 150 и 175 л.с. (380 и 420 Н•м соответственно). Однако уже после окончания тест-драйва выяснилось, что в Россию приедет лишь мощный вариант. И только с автоматической коробкой передач.
По качеству отделки салон, пожалуй, лучший из всех маздовских. Даже в купе RX-8, которое долгое время исполняло обязанности флагмана марки, мягкого пластика было меньше. Не говоря уж об экранах и экранчиках. Нехарактерная для «японцев» фишка — в блоке стеклоподъёмников подсвечены все клавиши, а не только водительская.
Мы уже многое знаем о повадках «автомата» и не подозреваем об ограничениях для российского рынка, так что берём версию с «механикой». Именно она — самая спортивная на бумаге — позволит разобраться, получилась ли в итоге у Мазды настоящая Мазда. Для этого мы покидаем тесные улочки Вены, где гладкий асфальт и ограничение 50 км/ч делают любой автомобиль образцом комфорта, а мощность выше 60 л.с. избыточной. Пункт назначения — городок Dürnstein, где в своё время был заключён сам Ричард Львиное Сердце.
У передних сидений довольно длинная подушка, что вкупе с высокой посадкой и длинноходной педалью сцепления делает их не самыми удобными для водителей среднего роста.
Ведёт к нему дорога по большей части извилистая, периодически превращающаяся в натуральный серпантин. И тут в полной мере раскрывает свой характер дизельный мотор. Дают о себе знать дополнительные 202 ньютон-метра крутящего момента. Практически на любых оборотах на нажатие педали газа машина реагирует основательным ускорением. Немыслимая для остальных дизельных моторов степень сжатия 14:1 наделяет машину в чём-то бензиновыми повадками. По крайней мере начиная с 3000 об/мин и заканчивая отсечкой на 5800, двигатель чувствует себя прекрасно, а в его работе ощущаются нехарактерные для класса мягкость и лёгкость. Так и запишем: темперамент сангвинический.
Технически двигатели 150 л.с. (380 Н•м) и 175 сил (420 Н•м) совершенно идентичны, различаются лишь выданные им на заводе программы. Больше всего это становится заметно по кривой момента. Там, где у стандартного двигателя ровная полка с 1800 до 2600 об/мин, у форсированного виден отчётливый пик. Жаль, россиянам так и не выпадет шанс выбрать себе дизельную Мазду по душе.
А после этого вестибулярный аппарат замечает ещё один нюанс — машина очень слабо кренится. Сказываются иные, более жёсткие настройки подвески, хотя инженеры утверждают, что большая часть деталей ходовой части у машин идентична. Перенастройка понадобилась в связи с возросшей массой, однако ездовой комфорт не пострадал. Ведь у более тяжёлых машин намного больше инерция, а значит, дорожным неровностям сложнее сбить автомобиль с прямолинейного движения, добавив в него вертикальные колебания. Делаем ещё одну пометку: невзгоды преодолевает легко, слабо подвержена отрицательному влиянию со стороны.
Элегантное решение: шторка, которая отделяет багажник от салона при закрытой дверце, берёт на себя роль ветрозащитного экрана, когда проём открыт.
Настройки подвески — не единственное, что пришлось изменить в автомобиле. Модификации подверглось и рулевое управление. Из-за того, что перёд машины стал более загруженным, изменилось пятно контакта шин с асфальтом, и электроусилитель руля сделан чуть более производительным. Однако это не мешает баранке наливаться тяжестью на высоких скоростях или в поворотах. Сам по себе характер усилия кажется несколько искусственным, возникает ощущение, что, потеряй колёса сцепление с покрытием, ты этого не почувствуешь. Жаль, что в рамках этого сеанса нельзя в полной мере оценить отзывчивость и открытость нашей пациентки.
Сорок минут лежать на твёрдом полу багажника едущей машины? Во время съёмок бывает и не такое, но эта Мазда прекрасно оберегала меня от неприятных ощущений. Наверняка водителю, сидевшему в это время в удобном кресле, от дороги перепадало поменьше толчков и тычков.
Что же эта вполне взрывоопасная смесь персональных качеств и особенностей телосложения даёт в итоге? Особенно будучи приправленной механической коробкой передач с короткоходной кулисой и тройными синхронизаторами на первых трёх ступенях. Отменная чёткость переключений, динамичный разгон почти во всём рабочем диапазоне оборотов, мягкость работы мотора, заслуживающая похвалы управляемость при вполне приличной плавности хода… Вырисовывается любопытный психологический портрет…
Разумеется, образцово-показательного зум-зума (для компании эталон — родстер MX-5) автомобиль в таком кузове достичь не сможет. Да и нужна ли кроссоверам стопроцентная спортивность? Но упрекнуть дизельную машину с «механикой» в несоответствии заявленным идеалам Мазды решительно невозможно. Ну а версия с шестиступенчатым «автоматом» в разгоне до 100 км/ч уступает «ручке» лишь 0,6 секунды. Пожалуй, если бы мне была нужна машина такого класса, дизельная Mazda CX-5 стала бы первым кандидатом на покупку — ведь, как выяснилось, мы во многом похожи характерами.
Для того чтобы, несмотря на низкую степень сжатия, избежать проблем с работой непрогретого мотора, инженеры Мазды использовали рециркуляцию отработанных газов. Во время такта выпуска ненадолго открываются впускные клапана, горячий воздух попадает во впускной коллектор и участвует в образовании смеси в следующем такте. Плюс к этому в двигателе используются керамические свечи накаливания, позволяющие более эффективно поджигать топливо в широком диапазоне температур окружающей среды.
Дизельный двигатель Skyactiv-D оснащается новыми пьезоинжекторами с множественными отверстиями, двойным турбонаддувом и системой регулировки высоты подъёма клапанов. К слову, в автомобилях для Европы он соответствует нормам Евро-6 без применения дополнительных способов очистки выхлопных газов от окислов азота (NOx). На российском рынке машины будут адаптированы под менее качественное топливо и, соответственно, не такие высокие эконормы.