Виды грузовых автомобилей: характеристики и назначение » АвтоСоветы » i-TC.ru : интернет-журнал про автомобили
Содержание:
О чем речь? Виды грузовых автомобилей отличаются по ряду характеристик: количеству осей, типу двигателя, форме кузова, массе и грузоподъемности, задачам и составу. По сути, эти параметры являются и критериями выбора машины.
На что обратить внимание? Также при выборе подходящего вида грузовика необходимо заранее решить, что именно он будет перевозить, в каком количестве, как часто, на какие расстояния и по каким дорогам собирается ездить.
Виды грузовых автомобилей по типу кузова
Кузов — важная часть грузового автомобиля, именно в нем перевозятся различные грузы. Кузов располагается сзади кабины и опирается на шасси. Варианты кузовов различаются в зависимости от функциональности и типа грузовика.
Бортовые
Этот вид кузова грузового автомобиля — один из наиболее старых, выглядит как платформа с ограждениями по периметру. Борта могут сниматься или опускаться для загрузки или выгрузки грузов.
Тентовые
Это видоизмененный вариант бортовых кузовов, оборудованный специальными арками, на которые натягивается тканевый тент, фиксируемый с помощью шнуровки. Такой тип кузова обеспечивает защиту грузов от погодных условий и нежелательных взглядов. Тентованные кузова, будь то прицепы, полуприцепы или грузовики, различаются способами загрузки, среди которых наиболее часто встречается загрузка с задней стороны.
Также распространены варианты с боковой и верхней загрузкой, с возможностью полного снятия тента для упрощения погрузочно-разгрузочных операций и экономии времени.
Цельнометаллические
Эта деталь позволяет повысить прочность, а также металлические двери обеспечивают дополнительную защиту от угона. Жесткая конструкция кузова вносит ограничения в методы погрузки и разгрузки.
Изотермические
Изотермические кузова с цельнометаллической конструкцией обеспечивают защиту груза от экстремальных температур за счет теплоизоляционного слоя на внутренних стенках. Они идеально подходят для перевозки товаров, чувствительных к изменениям температуры.
Рефрижераторы
Среди видов грузовых автомобилей по назначению особое место занимают рефрижераторы, специально созданные для транспортировки скоропортящихся продуктов. Слово «рефрижератор» переводится с латыни как «охлажденный». Соответственно, автомобиль оснащается изотермическим кузовом с климат-контролем (холодильным оборудованием), позволяющим поддерживать стабильный температурный режим внутри. В зависимости от способности поддерживать определенные температуры рефрижераторы классифицируются на шесть различных категорий:
Класс A |
температуры от +12 до 0 °C |
Класс B |
температуры от +12 до -10 °C |
Класс C |
температуры от +12 до -20 °C |
Класс D |
температура равная или ниже +2 °C |
Класс E |
температура равная или ниже -10 °C |
Класс F |
температура равная или ниже -20 °C |
Использование рефрижераторов для транспортировки грузов дороже из-за высокого потребления топлива, что связано с необходимостью непрерывной работы холодильной системы.
Цистерны
Эти кузова были разработаны специально для перевозки самых различных грузов, включая жидкости и газы, а также мелкодисперсные материалы и сыпучие вещества, такие как мука и цемент. По материалу цистерны могут быть как стальными, так и алюминиевыми. Алюминиевые цистерны обладают рядом преимуществ: они, как правило, легче, устойчивы к коррозии, не нуждаются в дополнительной защите от ржавчины и эффективно сохраняют свои эксплуатационные качества даже в холодных климатических условиях.
Самосвалы
Самосвалы с открытым металлическим кузовом имеют гидравлическую систему для автоматической разгрузки. Особенностью грузовика является специальная конструкция заднего борта, который автоматически открывается при поднятии кузова благодаря силе притяжения. Этот вид грузовых автомобилей наиболее часто используется для перевозки сыпучих материалов, используемых в строительстве, включая щебень, песок и кирпич, благодаря их способности к быстрой и эффективной разгрузке.
Виды грузовых автомобилей по массе и грузоподъемности
В зависимости от способности возить грузы определенной массы грузовые авто классифицируются на легкие, среднетоннажные, тяжелые и сверхтяжелые.
- Легкие грузовики способны поднимать до 3,5 тонны и идеально подходят для развоза товаров по городам и на небольшие дистанции.
- Среднетоннажные грузовики с грузоподъемностью между 3,5 и 12 тоннами находят свое применение в доставке разнообразных грузов на средние расстояния.
- Тяжелые грузовики с возможностью перевозки от 12 до 40 тонн предназначены для дальних перевозок крупногабаритных грузов, включая стройматериалы, оборудование и мебель.
- Сверхтяжелые грузовики, чья грузоподъемность превышает 40 тонн, используются для транспортировки особо крупных и тяжелых грузов, например тяжелой техники и крупногабаритного оборудования.
Разделение грузовых автомобилей по грузоподъемности позволяет точно подобрать автомобиль под различные грузовые задачи.
Классификация грузовиков по полной массе является важным аспектом при выборе подходящего ТС для определенного типа грузов. Полная масса включает в себя вес самого автомобиля, груза и пассажиров, позволяя таким образом определить максимально допустимый вес. Различают следующие виды грузовых автомобилей в зависимости от полной массы:
- Легковесные грузовики с полной массой до 3,5 тонны предназначены для доставки небольших грузов, например коробок или мебели, и могут управляться водителями с правами категории В.
- Средние грузовики с полной массой от 3,5 до 7,5 тонны подходят для транспортировки товаров среднего веса, включая стройматериалы и продукты питания. Для управления требуются водительские права категории C1.
- Грузовики весом от 7,5 до 44 тонн предназначены для перевозки крупногабаритных грузов, таких как промышленное оборудование. Для управления требуются права категории C.
- Сверхтяжелые грузовики с полной массой свыше 44 тонн предназначены для перевозки особо крупных грузов и требуют от водителя наличия специализированных прав и сертификации.
Виды грузовых автомобилей по количеству осей, составу и типу топлива
По количеству осей
Грузовые авто могут иметь от двух до пяти и более осей. Этот параметр очень важен из-за ограничений нагрузки на ось, установленных на многих дорогах. Например, при ограничении в 6 тонн на ось трехосный автомобиль с общим весом 23 тонн будет нарушать это ограничение, так как нагрузка на ось превышает 7,6 тонны.
Однако четырехосный грузовик с нагрузкой на ось в 5,75 тонны укладывается в установленные требования. Важно также правильно распределять груз, чтобы избежать неравномерной нагрузки на оси: например, 5 тонн на одну ось и 6,5 тонны на другую.
Для перевозки тяжеловесных грузов на длительные расстояния предпочтительнее выбирать авто с тремя и более осями.
Кроме того, есть еще два вида грузовых автомобилей для перевозки, имеющих разные требования по максимальной нагрузке на ось: те, что выдерживают до 6 тонн на ось, и те, чья нагрузка составляет от 6 до 10 тонн на ось.
Важную роль в определении характеристик грузовика играет колесная формула. Она указывает общее количество колес в автомобиле и сколько из них ведущих, что определяет его проходимость и грузоподъемность:
- 4 х 2;
- 4 х 4;
- 6 х 4 и 6 х 6;
- 8 х 2 и 8 х 4.
По составу ТС
По составу различают одиночные автомобили и автопоезда. Одиночные транспортные средства – автомобили, у которых тягач соединен с кузовом. Автопоезд – это ТС седельно-сцепным разъемом, включающее тягач и одно или несколько единичных прицепных устройств – полуприцепов или прицепов.
Прицепы – это транспортные средства без собственного двигателя, движение которым придается за счет другого транспортного средства, например тягача. Грузовая нагрузка на прицепах распространяется исключительно через их оси.
Полуприцепы не считаются независимыми транспортными единицами, поскольку нагрузка от груза делится между осью (или осями) тягача и полуприцепа. Соединение полуприцепов возможно только с седельными тягачами.
Седельные автопоезда, объединяющие тягач и полуприцеп, в обиходе известны как фуры. В то время как прицепные автопоезда, состоящие из фургона и прицепа или тягача, полуприцепа и прицепа, получили среди водителей название «паровозы».
По типу используемого топлива
Грузовики эксплуатируются на трех основных видах топлива:
- Дизельные двигатели являются наиболее популярным выбором благодаря их высокой производительности и экономической эффективности. Дизельные моторы обеспечивают на 5-10 % более низкий расход топлива по сравнению с бензиновыми, что значительно снижает затраты на транспортировку. Кроме того, дизельные выхлопы менее вредны, а срок службы двигателя может достигать до 1 млн км.
- Бензиновые двигатели отличаются меньшим уровнем шума и обеспечивают повышенную маневренность. Бензиновые грузовики лучше адаптированы к холодной погоде, что делает их идеальными для использования в городских условиях.
- Газобаллонные автомобили отличаются своей экономичностью в расходовании топлива и являются самым дешевым вариантом для пользователя, но их количество ограничено из-за недостатка заправочных станций.
Для автомобилей с полной массой до 3,5 тонны рекомендуется выбор бензиновых вариантов. В случае необходимости транспортировки тяжелых грузов на дальние расстояния оптимальным выбором станет дизельный двигатель.
Критерии выбора грузового автомобиля
При планировании логистики важно учитывать, какие виды грузовых автомобилей наиболее эффективны для конкретных видов грузов. Ключевыми параметрами, по которым классифицируются грузовые авто, являются:
- грузоподъемность, варьирующаяся от 500 кг до 25 тонн, что определяет способность автомобиля перевозить определенный вес груза;
- объем кузова, выраженный в кубических метрах, рассчитывается путем перемножения его длины, ширины и высоты;
- размер кузова, который определяет, сколько европаллет можно разместить внутри, в диапазоне от 2 до 33 штук;
- тип погрузки, включая автомобили, предназначенные для задней погрузки, а также тентованные варианты, поддерживающие верхнюю и боковую погрузку;
- пневмоподвеска, используемая в автомобилях для перевозки особо хрупких грузов или чувствительного измерительного оборудования, благодаря своей способности обеспечивать более плавное движение.
Кроме вышеупомянутых характеристик, значительную роль играет специфическое предназначение ТС. Среди специализированных грузовиков выделяют автомобили, разработанные для выполнения конкретных задач:
- автокраны, предназначенные для подъема тяжелых грузов на значительные высоты;
- пожарные машины, оснащенные необходимым оборудованием для тушения пожаров и проведения спасательных операций;
- кареты скорой помощи, оборудованные для оказания медицинской помощи и транспортировки пациентов;
- панелевозы, специализирующиеся на перевозке крупногабаритных панелей и других строительных материалов.
Специализированные грузовики предназначены для транспортировки конкретных видов грузов, включая:
- цемент в навале, требующий специальных цементовозов для сохранения свойств и предотвращения рассеивания;
- бетонную смесь, для которой используются автобетоносмесители, обеспечивающие поддержание готовности смеси к применению на строительстве;
- пищевые жидкости, перевозимые в гигиенически безопасных цистернах, сохраняющих качество продукции;
- природный газ, для которого требуются автомобили с газовыми цистернами, обеспечивающими безопасность и герметичность перевозки.
Эти виды грузовых автомобилей оснащены специализированным оборудованием для выполнения специфических заданий. Для городских доставок и перевозки отдельных предметов будут эффективны такие авто, как легкие двухосные машины на газе, например «газель». Для перевозки межрайонных и межобластных грузов оптимальными будут региональные симплексные средства – среднетоннажные седельные тентовые машины с тремя осями, которые эффективны как в доставке больших партий товаров в центры районов, так и в транспортировке урожая с полей на местные рынки.
Для дальних перевозок по стране наилучшим выбором является прицепной грузовик, включающий тягач и прицеп. Он способен перевозить до 20 тонн груза за один рейс. Преимущество этой системы заключается в том, что прицеп отсоединяется и остается на логистическом узле, в то время как тягач можно использовать для выполнения мелких задач на местном уровне.
Часто задаваемые вопросы о видах грузовых автомобилей
Какие транспортные средства относят к категории грузовых?
К грузовому транспорту относятся все автомобили, которые спроектированы специально для перевозки грузов. В США и многих западных странах термин truck широко используется для обозначения пикапов или джипов с открытым кузовом, так как они также предназначены для транспортировки грузов. Следовательно, под категорию грузовиков попадают не только большегрузные авто категории С, но и легковые автофургоны, а также другие малотоннажные ТС, адаптированные для перевозки грузов.
Какие типы грузовиков предпочтительны для транспортировки грузов на большие расстояния?
Наиболее популярными грузовыми автомобилями для дальних перевозок являются фуры. Это группа транспортных средств с седельным тягачом, соединенным с полуприцепом, который может быть тентованным и шторным в зависимости от модели. К фурам также можно отнести рефрижераторы, специализированные грузовики с холодильниками для перевозки пищевой продукции.
Какие виды грузовых автомобилей лучше всего подходят для городских перевозок?
Для перевозок по городу востребованы легкие тентованные машины типа «газели» с грузоподъемностью до 3,5 тонны. Эти автомобили маневренны, что важно для движения по городским улицам, стоят относительно недорого и не имеют строгих требований к эксплуатации. Также популярностью пользуются фургоны и пикапы с цельнометаллическим корпусом, используемые в качестве коммерческого транспорта.
Выбор подходящего тягача во многом зависит от целей и потребностей. При этом многие модификации подразумевают возможность эксплуатации без специального водительского удостоверения, что может значительно расширить круг пользователей.