Сколько штраф, если повернули налево или направо со второй полосы?
Содержание:
Поворот из 2 ряда
- По Правилам вы обязаны занять крайнее положение перед соответствующим поворотом или разворотом.
- Обратите внимание, не из крайней полосы, а именно заняв крайнее положение. Чтобы не поместился ни мотоциклист, ни велосипедист.
- Есть исключение – если из-за габаритов или по другим объективным причинам вы не можете повернуть из крайнего ряда, то можете отступить от этой обязанности. Но тогда у вас появляется новая: уступить дорогу всем, кто делает манёвр из своей полосы.
- Штраф за поворот со второго ряда в 2023 году составляет 500 рублей, если нет знаков и/или разметки, и от 1 000 до 1 500 рублей, если вы тем самым нарушили требования знаков движения по полосам или аналогичные линии разметки.
- Если справа автобусная полоса, но есть сплошная с пунктирной линия, то поворот направо должен осуществляться с неё (равно как и на неё на целевой дороге).
- Если слева трамвайные пути и они на одном уровне с проезжей частью, то поворачивать нужно с них, но только если знаки и/или разметка не предписывают иной порядок.
- Если на данном перекрёстке разрешается поворот со второго ряда, то это не отменяет обязанности занять крайнее положение. Однако, фактически от этого требования можно отступить, но вы не будете иметь преимущества перед теми, кто поворачивает из своего ряда.
Манёвры – дело сложное и зачастую опасное. Однако ПДД довольно чётко предписывают правила поворотов и разворотов на перекрёстках по части движения по полосам и рядам. Однако, есть в этих ситуациях и спорные моменты, которые часто возникают из-за недопонимания требований законодательства. Например, если с двух полос разрешён поворот или разворот, когда права полоса – автобусная, если слева трамвайные пути. В данной статье мы выясним все тонкости поворота со 2 ряд и разложим всё по полкам. Со ссылками на официальные законы и судебной практикой.
Можно ли по ПДД поворачивать со второго ряда?
По общему правилу это запрещено, и предписывает такой запрет довольно знаменитый пункт 8.5 Правил дорожного движения, который указывает буквально следующее:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекрёсток, где организовано круговое движение.
Пункт 8.5 ПДД
Обратите внимание, что из этого правила есть важное исключение – на кольцо вы имеете право въезжать с любой полосы, в том числе со второй, третьей и далее. Но вот съезжать с круга необходимо исключительно с крайней правой полосы. Это так, потому что круговое движение – это по определению перекрёсток. А пункт 8.5 исключает только въезд на него из общего правила занимать крайней положение. Соответственно, выезд с такого перекрёстка образует обязанность расположиться справа.
Кроме того, для поворота направо есть ещё один пункт ПДД:
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Пункт 8.6 ПДД
Принципиальных отличий здесь с поворотом налево нет. Однако, тонкость 8.6 заключается в том, что пункт обязывает вас во время совершения всего времени процесса поворота прижиматься к правому краю проезжей части. Не путать её с дорогой – ведь последняя включается в себя и обочину, и велодорожку и даже тротуар. То есть прижиматься вам надо именно к краю той поверхности, которая предназначена для движения транспортных средств.
А ещё обратите внимание на словосочетание «по возможности». Оно в принципе означает объективную возможность. Например, если справа расположена полоса для маршрутных транспортных средств, припаркован автомобиль или находится какое-либо препятствие, то обязанность двигаться правее с вас снимается. Однако, до той степени, до которой это от правого края благоразумно отступить. К примеру, если на целевой дороге припаркован в правой полосе автомобиль, то вы имеете право объехать его левее, но не можете перестроиться в крайнюю левую, а обязаны повернуть в среднюю.
То есть вот так делать правильно:
А вот так – неправильно:
А ещё объективной возможностью не является случай, когда, например, слева направо на целевой для вас дороге идут пешеходы. И вы хотите, чтобы сэкономить время, объехать их левее. Вот такая ситуация запрещена по ПДД:
Но самая важная тонкость, действующая и для поворотов направо и налево, и для разворота, заключается в требовании ПДД занять крайнее положение. Это не означает, что вам нужно просто заблаговременно перестроиться в крайнюю для совершения соответствующего манёвра полосу. Это значит, что вам нужно именно прижаться как можно ближе к краю проезжей части.
Почему мы так решили? Да потому что практика законодательства различает полосы и ряды движения. Об этом мы ещё поговорим подробно ниже. Здесь отметим, бывает так, что в одной полосе могут поместиться транспортные средства в 2 ряда. Это не всегда возможно для двух автомобилей. Но что, если речь идёт о легковом автомобиле и мотоцикле или велосипедисте, например?
В такой схеме, к примеру, вы не заняли крайнее положение и фактически поворачиваете со второго ряда. Если мотоциклист поедет прямо, то вы будете виноваты в ДТП:
Вот для примера свежее Постановление Верховного суда №18-АД23-9-К4, где водитель не заняла крайнее левое положение перед поворотом налево и устроила ДТП с другим транспортным средством, которое двигалось левее неё. Суд не поддержал доводы виновницы о том, что второй автомобиль двигался в нарушение ПДД.
Но есть и обратные примеры в судебной практике. В другой ситуации водителя привлекли к ответственности со штрафом 500 рублей за то, что тот якобы повернул налево со второго ряда. Однако, по запросу схемы организации движения к дорожной службе те указали, что на данном участке дороги в данном направлении имеется только одна полоса. Суд не принял во внимание тот факт, что слева поместился другой автомобиль, и первый с ним столкнулся. То есть в данной ситуации как раз образовались 2 ряда в одной полосе. Однако, жалобу водителя удовлетворили на основании одной полосы.
А теперь поговорим о ряде исключений, когда по Правилам можно поворачивать со второго ряда.
Вас также заинтересует:
- Сужение дороги и приоритет: кто должен уступить? Если нет разметки и после перекрёстка
- Есть ли штраф за вафельную разметку и какой?
- Какое наказание за разворот на пешеходном переходе и когда он запрещён по ПДД?
Если знаками или разметкой разрешён манёвр со 2 полосы
ПДД требуют занять крайнее положение, предназначенное для движения в намеченном направлении. И это крайнее положение может быть продиктовано дорожными знаками или стрелками разметки. Достаточно распространена ситуация, когда на перекрёстке можно поворачивать со второго ряда.
Вот пример такой ситуации:
На самом деле, такое положение дел – это изъян ПДД, который может легко запутать водителя. Дело в том, что хотя знаками в такой ситуации предписана возможность повернуть не из крайнего положения, они (эти знаки) никак не отменяют требования пункта 8.5 Правил, который обязывает водителя занять крайнее положение перед поворотом налево или разворотом.
Но обратите внимание, что есть ещё пункт 8.7 ПДД. Он содержит ещё одно разрешённое действие для водителей. Если в силу габаритов транспортного средства или по другим причинам вы не можете повернуть с крайней левой полосы, то вам разрешается отступить от обязанности пункта 8.5. Но при этом у вас появляется новая обязанность – не создавать помех другим автомобилям. То есть ровно тем, кто движется из крайней полосы.
Таким образом, если знаками или разметкой разрешено повернуть не из своей, а со второй полосы налево или выполнить разворот, то вы обязаны при этом уступить дорогу всем другим транспортным средствам.
И вот ещё один пример судебной практики – уже описанной выше ситуации. Водитель решил развернуться со второй правой полосы, в результате чего совершил ДТП с автомобилем, двигавшимся в левой полосе. Разворачивающегося определили виновником ДТП и назначили штраф 500 рублей.
Если справа автобусная полоса
В этом случае всё зависит от дорожной разметки, которая нанесена на данном участке дороги.
- Если вы поворачиваете направо и перед поворотом есть автобусная полоса, то при наличии сплошной линии с пунктирной, если последняя с вашей стороны, поворот должен осуществляться с полосы для маршрутных ТС.
- Если там сплошная без пунктирной, то поворачивать необходимо со второй полосы.
- На целевой дороге всё аналогично.
Очередной пример, когда автолюбительница неверно истолковала обозначенные выше пункты. В деле в Республике Татарстан правая полоса была автобусная. Водитель повернула направо из средней полосы, а по автобусной двигался другой автомобиль, и тем самым совершила столкновение с ним. Суд однако указал, что поворот, если позволяет разметка и/или дорожные знаки, должен осуществляться именно с автобусной полосы.
Если слева трамвайные пути
В ПДД нет возможности повернуть налево с трамвайных путей, а есть обязанность это делать при двух важных условиях:
- если трамвайные пути находятся на одном уровне с проезжей частью,
- и если нет знаков движения по полосам, которые предписывают другой порядок организации дорожного движения на данном перекрёстке.
То есть если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, то разворачиваться и поворачивать налево нужно не с трамвайных путей, а со своего ряда, заняв предварительно крайнее положение. Так устанавливает абзац 2 пункта 8.5 Правил.
Если невозможно повернуть или развернуться в один приём
И в этом случае тоже работает пункт 8.7 Правил дорожного движения, который позволяет нам по любым объективным причинам выполнить поворот или разворот со второй полосы, но уступив дорогу тем, кто движется из крайнего положения (причём, независимо, прямо те едут или тоже поворачивают).
Вот о чём мы говорим:
Здесь грузовой автомобиль не имеет возможности развернуться, заняв крайнее положение (да и со второго ряда ему придётся, видимо, это делать в два приёма, а движение задним ходом на перекрёстках запрещено – 8.12 ПДД). Поэтому допустимо выполнить разворот со второго ряда, но он не должен создавать помех легковому автомобилю и всем другим, которые движутся по левой полосе – даже если те едут прямо. Аналогичное требование есть и при повороте направо.
Какой размер штрафа за поворот и разворот с 2 полосы?
Их два, в зависимости от того, что конкретно нарушено.
- Штраф 500 рублей или административное предупреждение грозит по части 1.1 статьи 12.14 КоАП РФ, если вы не повернули или развернулись со второго ряда при отсутствии дорожных знаков.
- И штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей по части 2 статьи 12.16 будет в более частном случае, если, повернув не из своего ряда, вы нарушили требование соответствующих предписывающих знаков и/или дорожной разметки.
Возможность наложить второе наказание, в частности, подтвердил и Верховный суд в одном из самых популярных Постановлений Пленума, касающихся дорожного движения:
Действия водителя, связанные с поворотом налево или разворотом в нарушение требований дорожных знаков (например, дорожных знаков 4.1.1 «Движение прямо», 4.1.2 «Движение направо», 4.1.4 «Движение прямо или направо», 3.18.2 «Поворот налево запрещен», 3.19 «Разворот запрещен», 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе», 6.3.1 «Место для разворота», 6.3.2 «Зона для разворота») или разметки (в частности, разметки 1.1, 1.3, 1.11, 1.18), образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.16 КоАП РФ.
Постановление Пленума ВС РФ №20 от 25.06.2019 г.
Важная тонкость про полосы движения и ряды
Считаем необходимым ещё раз подробнее рассмотреть вопрос рядности и полос движения.
Термин «полоса движения» имеет чёткое определение в ПДД. Согласно ему, это продольная проезжей части обозначенная разметкой или воображаемая в случае отсутствия последней полоса, достаточная для движения автомобилей в один ряд.
Так вот, если дорога не обозначена никакими линиями разметки, то она всё равно имеет полосы движения. И крайнее положение при повороте нужно занимать не только в соответствии с полосой, но именно крайнее. Почему? Сейчас разъясним!
Обратите внимание, что приведённое выше определение оперирует словом «автомобили», а не «транспортные средства». То есть полоса должна быть достаточной ширины, чтобы поместился автомобиль и не поместилось два. При этом, с учётом необходимости бокового интервала рядов в рамках одной полосы может быть сколько угодно. Хотя ПДД не определяет термин «ряд движения», однако, если рядом с вами в одной полосе поместился велосипедист или мотоциклист, то последние ничего не нарушают. Включая ситуацию, когда они поместились левее вас, а вы готовитесь развернуться, к примеру. Тогда вы будете это делать со второго ряда – главное, не из крайнего положения. То есть вы:
- нарушаете ПДД (или не нарушаете, если применим пункт 8.7 Правил),
- обязаны уступить дорогу тому, кто слева от вас.
Но примеры можно рассматривать ещё интереснее. Вот для наглядности на приведённой схеме у нас две полосы для движения, но целых 4 ряда:
При этом, если автомобили намерены повернуть, соответственно, налево и направо, то они нарушают ПДД, так как не заняли крайнее положение.
Однако, на практике всё это должно быть отражено в материалах дела. В одном из судебных актов водителю автобуса ПАЗ вменяли нарушение пункта 8.5 Правил, так как тот перед поворотом направо не занял крайнее правое положение. Однако, водитель обжаловал штраф на основании того, что на данном участке дороги имелась всего одна полоса. А в деле отсутствовала схема места совершения правонарушения, поэтому сделать вывод о наличии более 1 ряда на этом участке сделать было невозможно. В результате жалобу водителя поддержали, и штраф отменили.
Не успели перестроиться в свою полосу и началась сплошная – что делать?
Увы, но ехать из той полосы, на которой вы находитесь, в тех направлениях, в которых вам это разрешено. Либо смириться с возможностью быть оштрафованными на 500 рублей по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ.
Обратите внимание, что это не та сплошная, которая ведёт к лишению водительских прав, если она просто разделяет попутные полосы движения. Только если, перестроившись левее, вы оказываетесь на встречной полосе, тогда уже грозит часть 4 статьи 12.15.
Полезные ссылки
- Разворот и поворот через сплошную — штраф или лишение?
- Нужно ли включать поворотник на главной дороге?
- Как правильно проезжать перекрёсток с круговым движением по новым правилам? Очерёдность, полосы и знаки
- Сужение дороги и приоритет: кто должен уступить? Если нет разметки и после перекрёстка