Кто имеет преимущество на парковке: водители или пешеходы?
Содержание:
Преимущество на парковке
- На организованных (не придорожных) парковках во дворах жилых домов, в жилых зонах преимущество имеют пешеходы, и водителям нужно им уступать дорогу.
- Однако, ПДД регламентирует обязанность пешеходам не создавать необоснованных помех движению транспортных средств.
- На парковках нежилых объектов, торговых центров, магазинов, офисных зданий и так далее приоритет у автомобилей.
- При этом, пешеходы на таких участках должны двигаться вдоль проезжей части против хода движения машин, не заходя на парковочные места. А переходить дорогу по пешеходным переходам.
- Штраф водителю за непропуск пешехода на парковках составляет от 1 500 до 2 500 рублей.
- Пешеходу положена санкция в размере 1 000, если тот не уступил дорогу автомобилю в случаях, когда был обязан это сделать.
Приоритет пешеходам по ПДД даётся в очень многих случаях. Но даже на данном участке дорожной сети преимущественного права у этой категории участников нет, то всё равно водителям лучше пропускать по одной простой причине – Гражданский кодекс РФ имеет одну хитрую статью, согласно которой, даже при отсутствии вины водитель возмещает вред как владелец источника повышенной опасности. Парковочные зоны по Правилам могут иметь различные требования по приоритетности, и это зависит от конкретного места и к чему конкретно относится данная автостоянка. Поэтому давайте выясним, где и кто имеет преимущество в 2023 году: водители и пешеходы, на каких именно парковках и что грозит за наезд на последнего.
Кто имеет приоритет на парковке в 2023 году?
На самом деле, в зависимости от конкретного участка дороги преимущество могут иметь как пешеходы, так и водители. И всё зависит от того, частью чего является организованная в данном месте парковка. Поэтому сначала давайте разберёмся с определениями в Правилах дорожного движения.
Чем является парковка по ПДД?
Итак, само это слово имеет достаточно чёткое определение. Однако в ответе на наш вопрос оно никак не поможет. Ну нет нам дела до того, что это элемент обустройства дороги или взимается за парковку оплата или нет.
Но сама по себе парковка как отдельная территория (а не карман у проезжей части или обозначенные места для стоянки у края проезжей части) – это прилегающая территория. И в определении к ней ПДД прямо относят автостоянки. Кроме того, прилегающей территорией в том же официальном тексте этого определения являются также участки, непосредственно расположенные у жилых массивов, дворы, торговые центры, АЗС и подобного рода строения и объекты.
Вас также заинтересует:
- Как отличить тротуар от проезжей части для парковки автомобиля?
- Можно ли на красный сигнал светофора высадить пассажиров или выйти из машины?
- Новые дорожные знаки и предварительный национальный стандарт
А теперь о том, что это всё нам даёт.
Преимущество пешеходов на стоянках во дворах
А теперь перейдём к разделу 17 Правил дорожного движения. И здесь мы видим, что пешеходы имеют преимущество в любых местах в пределах двух типов прилегающих территорий:
- жилых зон (пункт 17.1),
- дворовых территорий (пункт 17.4)
Так как парковка во дворах относится к прилегающей территории, то на ней – какой бы она большой не была – пешеходы имеют приоритет.
С жилыми зонами всё достаточно просто – они в соответствии с пунктом 17.1 определяются дорожными знаками 17.2 и 17.4. Вот так они выглядят:
Соответственно, знак слева означает начало жилой зоны, знак справа – её окончание
Весь участок, что находится между этими дорожными знаками, означает, что преимущество на парковке внутри жилой зоны у пешеходов, а водители обязаны уступать им дорогу.
Однако есть в этом важная тонкость. Тот же пункт 17.1 ПДД указывает, что пешеходы, тем не менее, не должны создавать просто так помехи автомобилям:
…В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
К сожалению, данная трактовка привносит определённые неясности по поводу объективно обоснованных помех для транспортных средств. Например, может ли пешеход двигаться посередине проезжей части жилой зоны, просто потому что ему хочется? Очевидно, нет. Но может ли тот идти по узкой проезжей части, если рядом есть тротуар, но на нём лужи или грязь (или нечищенный снег)? Этот вопрос уже открытый, потому как объективно возможность двигаться по тротуару есть, но ПДД дают возможность передвигаться и по проезжей части.
Для примера приведём показательное решение суда из Алтайского края. Здесь женщина-пешеход создала необоснованные помехи движению транспортного средства – перекрыла въезд автомобиля на парковку возле жилого дома. В результате пешехода привлекли к штрафу в размере 1 000 рублей по части 1 статьи 12.30 КоАП РФ. А обжаловать данное наказание женщине не удалось.
А вот что касается дворов, то здесь чуть сложнее. Ни какого-либо определения двора, ни обозначения его дорожными знаками или разметкой, в 2023 году по Правилам нет. Тем не менее, при рассмотрении судебных споров суды обычно прибегают к смежным нормативно-правовым актам. Это сделаем и мы.
И найдём определение дворовой территории в пункте 3 Постановления Правительства №1710 от 30.12.2017 г.:
Под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам;
То есть всё, что прилегает непосредственно к многоквартирным домам, относится к дворовой территории. Включая парковки.
Соответственно, в пределах жилых зон, обозначенных соответствующими знаками, и дворов жилых домов пешеходы имеют преимущество на парковках. С важной оговоркой, что они не должны создавать необоснованных помех движению автомобилей.
Приоритет водителей на парковке торгового центра
А вот здесь всё с точностью до наоборот. Автостоянки у торговых центров, магазинов и других нежилых объектов и зданий по существу не являются дворовой территорией. Поэтому преимущественное право прохода, данное пешеходам пунктом 17.1 Правил, здесь не работает.
Соответственно, здесь водители автомобилей имеют преимущество перед пешеходами. Но тоже с одной важной оговоркой – на таких парковках организовываются пешеходные переходы, где, разумеется, всё меняется с точностью до наоборот в пользу пеших.
Шутка ли, но для многих из вас будет удивительным, что правила движения по парковкам торговых центров и подобных объектов для пеших участников дорожного движения регулируется уже разделом 4 ПДД:
- при наличии тротуара и/или пешеходной дорожки пешеходы обязаны двигаться только по ним,
- при их отсутствии – по краю проезжей части по левой её стороне (навстречу движению транспортных средств),
- а ещё в тёмное время суток пешеходам рекомендуется надеть светоотражающий жилет (а если парковка находится вне населённого пункта, то это уже обязанность пешеходов).
Обратите внимание на пункт 2 в этом списке. На стоянках парковочные места обычно обозначены соответствующей разметкой (сплошной линией). И такие места не являются частью проезжей частью по определению последней, так как не предназначены для движения транспортных средств. Соответственно, пешеходы должны идти по левому для них краю именно по той линии, которая прилегает к парковочным местам, не заходя в границы этих мест.
Вот, мы изобразили эти линии на примере парковки ТЦ:
Стрелками показаны направления движения пешеходов – навстречу движению транспортных средств
У водителей же есть обязанность на основании пункта 14.1 Правил уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых переходах на таких парковках.
Ах да, есть ещё определённая «каста» автолюбителей, которые считают, что на прилегающей территории (а, как мы выяснили, парковка торговых центров и магазинов является таковой) нет дорог и всех её элементов. Это совсем не так, и понять это можно по смыслу пункта 17.1 Правил, который указывает, что в жилой зоне может быть проезжая часть и тротуары – а это элементы дороги.
Но наиболее важное разъяснение, однако, дал Верховный суд в одном из своих решений, указав прямо, что на прилегающих территориях могут быть все элементы дорог:
Раскрывая содержание термина «прилегающая территория», пункт 1.2 Правил относит к ней территорию, непосредственно прилегающую к дороге и не предназначенную для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по данной территории должно осуществляться в соответствии с Правилами. Довод Черных В.А. о том, что на прилегающей территории не имеется дорог, в связи с чем движение по ней невозможно осуществлять по Правилам, несостоятелен, так как на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина «дорога» в пункте 1.2 Правил.
Решение Верховного Суда РФ №АКПИ12-205 от 17.04.2012 г.
Какой штраф водителю и пешеходу за непредоставление преимущества?
Водителю автотранспортного средства за непропуск пешехода грозит статья 12.18 КоАП РФ со штрафом в размере от 1 500 до 2 500 рублей. Данная статья накладывается в нашей ситуации в следующих случаях:
- если водитель не уступил дорогу пешеходу во дворе или жилой зоне,
- при том же действии в пределах пешеходного перехода на прилегающей территории нежилых зданий (торговых центров и подобных).
Обратите внимание, что по определению пешеходу, когда тот имеет приоритет, нужно именно уступить дорогу – то есть не вынудить его своими действиями изменить траекторию и/или скорость передвижения. И это при пересечении ваших с ним траекторий путей не только в пространстве, но и во времени – то есть когда траектории проложены так, что и автомобиль, и пеший пересекаются в одной точке в одно время.
Пешеходу же грозит статья 12.30 КоАП РФ в двух её частях:
- часть 1 несёт собой штраф 1 000 рублей за любое нарушение ПДД пешеходом, повлёкшее создание помех,
- часть 2 грозит штрафом от 1 000 до 1 500 рублей, если в результате этого произошло ДТП, где иным лицам причинён вред здоровью.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Новые правила знака Инвалид: как получить, когда он нужен, что разрешает и какой штраф?
- Какой размер штрафа за парковку и движение по тротуару? Обжалование и тонкости ПДД
- Изменения в ПДД 2018: светоотражающие жилеты по ГОСТу в вопросах
Что грозит за наезд на пешехода в 2023 году?
В случае наличия виновных действий водителя транспортного средства вариация может быть достаточно широкая.
- Во-первых, будет штраф за неуступление дороги пешеходу.
- А, во-вторых, при наличии вреда здоровью или причинения смерти потерпевшему будет грозить от статьи 12.24 КоАП и вплоть до уголовной ответственности по статье 264 УК РФ.
А в случае отсутствия вины водителя неожиданно тому придётся всё равно выплачивать ущерб здоровью, если таковой был. Увы, но способствует такому положению дел статья 1079 Гражданского кодекса РФ. Она предписывает обязанность возмещения вреда в случае, если такой вред причинён источником повышенной опасности, к числу которых относятся транспортные средства. То есть, даже если в наезде на пешехода виновен только последний, то дело будет обстоять так:
- пешеход возмещает вред, причинённый автомобилю (а если ДТП произошло на парковке, то с большой долей вероятности ущерба автомобилю либо не будет, либо будет незначительный),
- а водитель всё равно выплачивает компенсацию за здоровье пешеходу.
Но есть и хорошие новости – последняя обязанность покрывается полисом ОСАГО.