Сбили столб на дороге – что делать и какое наказание?
Содержание:
- 1 Сбил на машине столб – это ДТП или нет?
- 2 Что делать после такой аварии?
- 3 Если я скроюсь – будут ли меня искать?
- 4 Есть ли в 2024 году штраф за сбитый столб?
- 5 А ещё есть гражданская ответственность по возмещению ущерба!
- 6 Кто виноват в ДТП со столбом?
- 7 У меня есть ОСАГО – покроет ли ущерб страховая?
- 8 Смогу ли я отремонтировать машину за счёт страховки?
- 9 Судебная практика по ДТП со столбом
ДТП со столбом
- Наезд на фонарный столб или опору ЛЭП считается в 2024 году классическим ДТП.
- Соответственно, у водителя появляются обязанности в соответствии с Правилами дорожного движения: никуда не уезжать, выставить знак аварийной остановки, вызвать ГИБДД и т.п.
- В редких случаях, если в результате ДТП отсутствуют повреждения столба освещения, событие не будет считаться аварией, а сам водитель может ехать дальше. В том числе, если пострадал только его автомобиль.
- Скрытие с места ДТП – плохая идея. За это уехавшего автолюбителя могут привлечь по части 2 ст. 12.27 КоАП, что чревато лишением прав до полутора лет или арестом.
- Штраф за сбитый столб колеблется в районе от 5 000 до 10 000 рублей. Также нарушителю могут выписать иные наказания (за превышение скорости, причинение вреда здоровью пассажиров, неуступление дороги).
- Чаще всего виновным в ДТП с опорой освещения признают водителя. Но в ряде случаев вина перекладывается на другого нарушителя или частично на дорожников, которые допустили ненадлежащее состояние трассы (гололёд, ямы).
- Виновник аварии обязан возместить ущерб собственнику столба в соответствии со статьей 1064 ГК РФ.
- При наличии ОСАГО весь ущерб в рамках лимита оплатит страховая компания. Однако после этого у виновника ДТП вырастет коэффициент безаварийной езды, а страховка на следующий год станет дороже.
- А вот отремонтировать авто по ОСАГО, если вы въехали в столб, в 2024 году нельзя. Это возможно лишь при оформленном Каско.
В предыдущих наших статьях мы рассказывали о виновности в ДТП с открытым люком и как происходит определение виновника при наезде на корову. Не редкостью являются и аварии с опорами освещения. К сожалению, некоторые водители ошибочно думают, что при наезде на фонарный столб они могут просто уехать и ничего за это не будет. Однако это не так! Столбы являются частью инфраструктуры города, поэтому у них есть хозяева. И если вы повредили такую опору, от возмещения ущерба никуда не деться. Правда, не во всех случаях ехавший за рулём автомобиля будет считаться виновником такого ДТП – есть и другие варианты. В статье выясним, что делать после аварии со столбом, можно ли уезжать и кому, есть ли штраф за порчу столба, а также кто виноват в подобных инцидентах.
Сбил на машине столб – это ДТП или нет?
Да, но есть исключения.
Начнём с терминологии. Определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» можно найти в статье 2 ФЗ О Безопасности дорожного движения. В этом определении есть ключевые условия, по которым одно событие считается ДТП, а другое таковым не является.
И вот как звучит данное определение:
дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
Таким образом, чтобы столкновение машины со столбом считалось ДТП, должны выполняться следующие критерии:
- До столкновения со столбом автомобиль находился в движении (ехал),
- Наличие физических повреждений транспортного средства или столба электропередач,
- Либо если зафиксированы травмы у водителя и/или пассажиров его машины.
На практике 2024 года в подавляющем большинстве случаев наезд авто на столб можно считать ДТП. Это связано с природой подобных столкновений. Как правило, в результате наезда либо автомобиль, либо сам объект инфраструктуры получают повреждения. Например, столб может погнуться, треснуть или вообще упасть. То есть ключевым фактором в вопросе определения ДТП является наличие ущерба.
В очень редких случаях, когда скорость ТС была невысокой, ни машина, ни столб не получают повреждений. К примеру, если вы двигались задним ходом и чуть-чуть задели фонарь, но успели оттормозиться. Отсутствие повреждений говорит о том, что одно из условий ДТП не выполняется – соответственно, событие не будет считаться дорожно-транспортным происшествием.
Что делать после такой аварии?
Итак, в 90% подобных наездов на столбы речь идёт о классической аварии. Это означает, что у ехавшего за рулём автомобиля участника ДТП появляется ряд обязанностей. Они описаны в пунктах 2.5 – 2.6.1 и о них обязан знать любой уважающий себя автолюбитель.
Что делать водителю, который въехал в столб:
- Остановиться и никуда не уезжать,
- Обозначить место происшествия: включить аварийку, выставить оранжевый треугольник (аварийный знак),
- Выяснить, есть ли пострадавшие/погибшие в ДТП – при необходимости позвонить по телефону 103 или 112 и вызвать скорую помощь, а при отсутствии такой возможности отправить пострадавших в больницу на попутном транспорте (в крайнем случае отвезти на своей машине и вернуться обратно),
- Сообщить о наезде в ГИБДД, следовать указаниям дежурного (как правило, на такие мелкие аварии экипажи не выезжают, поэтому нужно быть готовым к требованию самому проследовать на ближайший пункт ГАИ для оформления),
- Но предварительно зафиксировать ДТП, сделать фото, оценить повреждения,
- Если ваше авто вдруг создаёт помехи для движения других машин, то после фото– и видеофиксации обстоятельств аварии уберите ТС с проезжей части,
- Также желательно узнать, кто обслуживает участок территории, где произошло столкновение со столбом,
- Наконец, если вы сбили опору электропередач – оставайтесь в машине и не выходите из неё, поскольку существует риск удара током (особенно в дождливую погоду).
Эти прописные истины уже долгое время закреплены в ПДД. Но, к сожалению, некоторые водители решают поступить иначе, в результате чего могут навлечь на себя много проблем…
Если я скроюсь – будут ли меня искать?
Да. Как мы выяснили выше, при наличии повреждения столба речь идёт о ДТП. Соответственно, участники такой аварии обязаны оставаться на месте и вызвать инспекторов ГИБДД. В случае самовольного отъезда с места происшествия действия водителя будут квалифицироваться по части 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Наказанием здесь выступает лишение прав от года до полутора лет, либо альтернатива этому – административный арест до 15 суток.
Не стоит рассчитывать на то, что ваши действия останутся без внимания. В 2024 году совершить правонарушение и остаться незамеченным практически невозможно, и виной тому:
- дорожные или уличные камеры видеонаблюдения, которые могли зафиксировать момент наезда вашей машины на фонарный столб,
- нарушение могло попасть в объектив видеорегистратора стоявшей/проезжавшей мимо машины,
- ваш автомобиль могли «срисовать» очевидцы, а потом обратиться в ГИБДД и сообщить о случившемся.
Правда, есть вероятность, что заниматься поисками скрывшегося авто всё же не будут. Или приложат минимум сил для обнаружения такой машины. И связано это прежде всего с загруженностью отделений ГИБДД.
Однако учтите, что при известности госномера автомобиль объявят в розыск, после чего каждая ваша поездка за рулём данного ТС грозит обернуться остановкой и привлечением по части 2 ст. 12.27 КоАП. И все эти риски сохраняют свою актуальность вплоть до 3 месяцев с момента ДТП – по истечении этого времени вас уже не смогут лишить прав за отъезд с места аварии в связи с истечением срока давности (часть 1 ст. 4.5 КоАП).
После столкновения столб визуально не повреждён – могу ли я уехать с места ДТП?
Да.
Иногда столкновение настолько незначительное, что никаких видимых повреждений на столбе не остаётся. В этом случае ущерб инфраструктуре отсутствует, в связи с чем происшествие нельзя считать аварией. Сообщать о нём в ГИБДД не нужно, то есть водитель может ехать дальше.
О подобных инцидентах при отсутствии материального ущерба неоднократно высказывался Верховный Суд. Одним из таких ярких решений является Постановления ВС РФ №44-АД21-9-К7 от 16 июля 2021 года.
Суть дела в том, что водителя лишили прав на один год за оставление места ДТП. Однако тот не согласился с решением мирового судьи и обжаловал его. В результате дело дошло до Верховного Суда. Судья Никифоров заострил внимание на отсутствие имущественного вреда иным лицам, кроме ТС этого водителя. Следовательно, оставаться на месте ДТП и вызывать полицию у последнего не было. В итоге решение о лишении прав за скрытие с места аварии было отменено.
Есть ли в 2024 году штраф за сбитый столб?
Да.
Согласно пункту 1.5 ПДД, водителям запрещается выводить из строя дорожную инфраструктуру. Так, например, если вы сбили фонарный столб, который освещал участок дороги, в результате чего объект погнулся и перестал быть источником освещения, на вас могут оформить протокол по статье 12.33 КоАП за повреждение дорожного сооружения.
В 2024 году размер штрафа за сбитый столб для граждан составляет от 5 000 до 10 000 рублей. Должностному лицу за аналогичное нарушение придётся выложить уже 25 тысяч, а юридическому лицу – 300 тысяч рублей.
Однако если столб остался стоять на месте и выполнять возложенные на него функции, а вы, к примеру, только поцарапали его – штрафа по ст. 12.33 КоАП быть не должно.
А ещё есть гражданская ответственность по возмещению ущерба!
При наличии материального ущерба столбу виновник ДТП обязан платить за причиненный ущерб. На это прямо указывает пункт 1 ст. 1064 ГК РФ. В данном случае мы имеем две стороны конфликта: с одной стороны – тот, кто находился за рулём автомобиля, с другой – собственник фонаря или ЛЭП.
Чаще всего владельцем столба будет являться городская администрация или государственная структура, на балансе которой числится повреждённый объект. Представители собственника должны оценить ущерб, после чего вправе потребовать возмещения от виновника аварии. Как правило, цены на восстановление или ремонт столбов берутся по заранее утверждённым сметам на сайте производителя дорожной инфраструктуры. Цены на ремонт освещения довольно сильно колеблются – в среднем от 20 до 150 тысяч рублей.
Кто виноват в ДТП со столбом?
По сложившейся практике определения виновника ДТП существует несколько вариантов в зависимости от ситуации. В нашем случае мы имеем следующие расклады:
- Виноват водитель, который не справился с управлением и врезался в фонарный столб,
- Вина ляжет на плечи дорожников, если те не обеспечили безопасные дорожные условия (например, допустили образование льда или ям),
- Виновным будет другой автомобилист/пешеход, чьи действия (нарушение) привели к созданию аварийной ситуации.
Однако на практике 2024 года вопрос определения виновника происшествия со столбом обычно не вызывает сложностей. Давайте рассмотрим, как это происходит.
В 99% случаев виноват водитель
Откровенно говоря, при наезде машины на столб мы имеем дело с классической ситуацией. Виновным в таких ДТП почти всегда признают водителя авто. В данном случае ему вменяют несоблюдение пункта 10.1 ПДД – неверно выбранная скорость. К слову, это универсальный пункт, который инспекторы ДПС и судьи любят вменять применительно к ДТП.
Логика здесь очень простая: если бы вы смогли вовремя остановиться и избежать столкновения со столбом – значит скорость не превышали. В противном случае налицо нарушение пункта 10.1 ПДД, а значит и виновность в инциденте тоже образуется.
Два случая, когда автолюбитель может быть признан невиновным
Однако стоит сказать о двух исключениях из этого правила. И благодаря ним въехавший в столб водитель имеет шансы избежать привлечения к ответственности и, самое главное – быть признан невиновным в ДТП:
- Когда аварию спровоцировал другой автолюбитель. Например, если вы ехали по своей полосе, а другое ТС резко перестроилось в ваш ряд, в результате чего, избегая столкновения, вы не справились с управлением и врезались в столб.
- Или если вы соблюдали ПДД, но столкнулись с источником освещения из-за плохого состояния дорожного покрытия (гололёд, сыпучие материалы, ямы и выбоины).
В первом случае вам жизненно необходимо заручиться фактами, которые докажут нарушение со стороны другого водителя. Это может быть запись регистратора, показания свидетелей, записи с уличных камер. И, конечно же, на основании этих данных дать грамотные объяснения прибывшим инспекторам ДПС. Здесь очень важно указать, что вы ехали с разрешённой скоростью, не нарушали ПДД, а столкновению со столбом предшествовал опасный манёвр со стороны другого водителя.
Если вы попали в ДТП из-за плохого покрытия дороги, нужно проследить, чтобы прибывшие на месте инспекторы указали в акте осмотра происшествия все недостатки дорожного покрытия (наличие льда, ям, посторонних предметов). Идеальный вариант – добиться того, чтобы инспекторы или сотрудники обслуживающей организации произвели замеры и отразили результаты в документах по вашему ДТП.
У меня есть ОСАГО – покроет ли ущерб страховая?
Да.
Страховка ОСАГО покрывает вред, причиненный потерпевшим в результате ДТП с участием транспортного средства виновника. Поэтому, если гражданская ответственность была застрахована, возмещать вред за порчу столба предстоит страховщику. От вас потребуется лишь уведомить свою СК о наступлении страхового случая.
Но тут есть одна тонкость. И она, увы, не в пользу виновника аварии…
Да, при наличии ОСАГО причинённый имущественный вред оплачивает страховщик. Но вместе с тем в досье виновника появляется галочка о совершённой аварии. А это, в свою очередь, автоматически увеличит стоимость полиса ОСАГО на следующий год. Поэтому, во избежание увеличения КБМ, лучше не доводить дело до страховых выплат. Если вы виновник ДТП и сумма ущерба от сбитого вами столба укладывается в ваш бюджет, лучше оплатить из своего кармана (по расписке). Тем самым значение вашего коэффициента бонус-малус останется на прежнем уровне, что не отразится на цене полиса.
Смогу ли я отремонтировать машину за счёт страховки?
Чаще всего да, если у вас Каско. И нет – если только ОСАГО.
Обратите внимание, что в 2024 году по ОСАГО страхуется ответственность водителей перед третьими лицами. Что касается ремонта своего автомобиля – «автогражданка» здесь не работает. То есть вы не сможете починить машину за счёт страховой, если у вас только полис ОСАГО.
Другое дело, если вы дополнительно оформляли полис Каско. Это другой вид страхования, по условиям которого держатель Каско имеет право обратиться за выплатой на машину, даже если его самого признали виновником ДТП. Однако тут в любом случае нужно читать индивидуальные условия соглашения со страховщиком. Некоторые договоры Каско не предусматривают возмещение после наезда на столб. Впрочем, это скорее исключение из правил – в большинстве случаев, если у вас Каско, вы сможете успешно отремонтировать авто за счёт страховщика.
Судебная практика по ДТП со столбом
В заключении рассмотрим несколько характерных судебных решений по ДТП с участием автомобиля и столба:
- ООО «Спецэлектромонтаж+» через суд взыскали с виновника стоимость ремонтно-восстановительных работ повреждённой в ДТП линии освещения – согласно смете ущерб был оценен в 118 372 рубля,
- Водитель трактора сбил столб и скрылся с места аварии. С учётом отсутствия права управления, наличия малолетнего иждивенца и отсутствия общественной опасности суд назначил ему арест сроком на трое суток (Постановление Еравнинского районного суда № 5-8/2020 от 6 января 2020 года),
- В Улан-Удэ автомобилисту удалось обжаловать штраф за сбитый столб. Изначально инспекторы ДПС оштрафовали его на 5 000 рублей за порчу дорожного сооружения. Однако суд отменил штраф, отметив в деле отсутствие надлежащих доказательств виновности (не опрошены свидетели и второй участник ДТП, ошибки в постановлении, не установлен владелец столба, не проводилась оценка ущерба),
- А в этом деле водитель допустил наезд на столб на АЗС «Лукойл», двое пассажиров машины пытались установить объект обратно, затем водитель скрылся с места ДТП – суд лишил его прав сроком на 1 год, а жалоба на это постановление была отклонена (Решение Мирнинского городского суда Архангельской области № 12-29/2018 от 22 ноября 2018 года),
- Нижегородский автолюбитель не справился с управлением и врезался в световую опору, в результате чего был зафиксирован вред здоровью средней тяжести у пассажира. Суд назначил водителю штраф по части 2 ст. 12.24 КоАП.