Управление автомобилем с прицепом: категория, правила » АвтоСоветы » i-TC.ru : интернет-журнал про автомобили
Содержание:
О чем речь? Управление автомобилем с прицепом требует опыта и умения, а также знания базовых правил и законов. Это со стороны кажется, что все легко и просто, а когда водитель оказывается за рулем, все несколько иначе.
Что учесть? Нужно ознакомиться с тем, каковы ограничения на вес прицепа и автомобиля, какая допустимая скорость, как правильно маневрировать, сдавать задним ходом. Не менее важно распределение груза.
Что собой представляет прицеп для автомобиля
Прицепы являются транспортными средствами для перевозки грузов, не имеющими собственных двигателей. Они широко применяются в повседневной жизни, строительстве, ремонтных работах и других сферах. Использование прицепа позволяет перевозить крупногабаритные предметы, которые не помещаются в салон или багажник автомобиля.
Прицеп может служить передвижным жильем, например, есть дома на колесах, которые можно установить в любом месте. Кроме того, на прицепах могут перевозиться квадроциклы и моторные лодки.
Для установки прицепа нужен фаркоп (тягово-сцепное устройство, ТСУ) — специальный крюк, который фиксируется на задней раме авто. Фаркоп не является универсальным устройством и подбирается под конкретную модель автомобиля.
Если ваш автомобиль не оснащен фаркопом, вы можете приобрести оригинальное оборудование в качестве дополнительной опции. Однако в продаже есть и другие варианты фаркопов, которые тоже подойдут. Только перед покупкой следует удостовериться, что фаркоп имеет сертификат соответствия. В некоторых случаях для установки тягово-сцепного устройства от сторонних производителей может потребоваться подрезка бампера.
Можно приобрести фаркоп с комплектом электропроводки. Розетка и проводка необходимы для работы стоп-сигналов и поворотников на прицепе, что является обязательным требованием законодательства. В случае отсутствия штатного комплекта можно самостоятельно купить электрику. При подборе проводки не нужно учитывать модель авто. Если у вас дорогостоящий автомобиль, не стоит переплачивать за комплектацию, предназначенную специально для него. Купите комплект, подходящий для более распространенной и более дешевой модели автомобиля.
В некоторых случаях требуется установка дополнительного блока согласования, который состоит из набора реле, необходимых для корректной работы бортовой сети автомобиля с новым фаркопом. Рассмотрим примеры неполадок, которые могут возникнуть:
- поворотники начинают мигать слишком часто;
- бортовой компьютер автомобиля сообщает об ошибке фаркопа, в этом случае есть риск невозможности движения с прицепом;
- бортовая сеть машины перегружается, что может привести к перегоранию предохранителя, например, того, который отвечает за работу стоп-сигналов.
Категория прав для управления автомобилем с прицепом
Не для каждого прицепа необходимо получать категорию BE. Классификация категорий ТС описана в части 1 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно этой классификации категория B допускает возможность управления автомобилями категории В, соединенными с прицепом, чья разрешенная максимальная масса не превышает 750 кг либо не превышает массу автомобиля без нагрузки. Общая разрешенная максимальная масса состава транспортных средств не должна быть более 3500 кг.
Управление автомобилем с прицепом без категории BE возможно в следующих случаях:
- если масса прицепа составляет менее 750 кг;
- если масса прицепа превышает 750 кг, но не превышает снаряженную массу авто при условии, что общая масса автомобиля с прицепом не более 3,5 тонны.
Категория BE потребуется для езды на авто категории В вместе с прицепом, чья разрешенная максимальная масса превышает 750 килограммов и больше массы авто без нагрузки, или для автомобилей категории В с прицепом при разрешенной максимальной массе свыше 750 килограммов и общей разрешенной максимальной массе ТС более 3500 килограммов.
Человек не имеет права управлять автомобилем с прицепом без категории BE, если:
- масса прицепа превышает 750 кг и превышает снаряженную массу авто;
- масса прицепа превышает 750 кг, а совокупная масса авто и прицепа превышает 3,5 тонны.
Важно отметить: категория BE не требуется, если суммарная масса авто и прицепа превышает 3,5 тонны, но масса прицепа составляет менее 750 кг. К примеру, если прицеп массой 700 кг прикреплен к Hummer H2 весом 3 тонны.
Для получения категории BE водителю необходимо пройти обучение. Потребуется медицинская справка, а также посещение теоретических и практических занятий. В конце нужно будет сдать экзамены в автошколе и в ГИБДД.
Категория BE имеет дополнительные ограничения по возрасту и стажу. Согласно Федеральному закону № 196-ФЗ, категорию BE могут получить только водители в возрасте от 19 лет, имеющие право управления ТС категории В не менее 1 года.
Правила управления автомобилем с прицепом
Управление автомобилем с прицепом имеет некоторые специфические особенности, которые водитель должен учитывать для снижения риска аварий. Это особенно важно в случае использования одно- или двухосных прицепов с массой до 750 кг, не оснащенных тормозами. Эксплуатация таких конструкций может негативно сказаться на управляемости авто и видимости дороги. Поэтому важно учитывать все эти аспекты для безопасного передвижения.
Загрузка
Правильная загрузка имеет большое значение для управления прицепом. Груз необходимо равномерно распределять по прицепу. При этом центр тяжести конструкции и груза должен оставаться около оси.
Если задняя часть прицепа перегружена, это может привести к подъему задней оси буксирующего автомобиля, что ухудшит управляемость из-за снижения сцепления задних колес с поверхностью дороги. Если груз находится в передней части прицепа, возникает другая проблема: задняя ось автомобиля будет сильнее прижиматься к дороге, разгружая передние колеса, а также ухудшая тормозные характеристики и управляемость. Неправильная загрузка прицепа может привести к самопроизвольному рысканию и даже к опрокидыванию во время маневра.
Маневрирование
При маневрировании с прицепом важно учитывать, что вы управляете цепочкой ТС, которая тяжелее, чем обычное авто, и имеет свои особенности в разгоне и торможении. Для выполнения маневров рекомендуется начинать действия немного раньше обычного. Уменьшение эффективности торможения ограничивает максимально допустимую скорость до 70 км/ч на обычных дорогах и 90 км/ч на автомагистралях. Это связано не только с тормозными характеристики, но и с вероятностью самопроизвольной раскачки, которая повышается при увеличении скорости.
При торможении с прицепом всегда следует действовать плавно, даже при легкой загрузке. В случае резкого торможения автомобиля прицеп, не оборудованный тормозами, из-за инерции будет двигаться дальше, обгоняя авто. Однако дышло и тягово-сцепное устройство предотвращают это. В результате конструкция может уйти в занос, перевернувшись или столкнувшись с машиной.
Особую осторожность следует проявлять во время поворотов. Необходимо заранее сбросить скорость до въезда в поворот, чтобы избежать заноса или опрокидывания прицепа. Маневрировать следует так, чтобы прицеп следовал за автомобилем. Также важно учитывать, что колеса прицепа проходят поворот по меньшему радиусу, что может вызвать срезание углов. Поэтому повороты лучше проходить с запасом, выбирая наибольший радиус.
Движение задним ходом
Управление автомобилем в режиме заднего хода с прицепом может вызвать определенные трудности, особенно для тех водителей, которые не имеют достаточного опыта в таких маневрах.
Ключевым аспектом успешного маневрирования задним ходом с прицепом является осторожность и постоянный контроль над траекторией движения прицепа с помощью авто. Важно учитывать, что при повороте руля в одну сторону автомобиль и прицеп двигаются в противоположных направлениях. Понимание этого принципа является основой управления автомобилем с прицепом в режиме заднего хода.
Будьте осторожны: если замечаете, что прицеп отклоняется от нужного направления, лучше вернуться в исходное положение и повторить маневр. Полезно иметь помощника, следящего за положением прицепа, особенно если его габариты превышают размеры машины.
При маневрировании задним ходом с прицепом повороты обычно выполняются в два этапа, чтобы обеспечить правильную траекторию движения всей цепи. Сначала руль поворачивается в сторону, противоположную направлению целевого поворота, чтобы сформировать необходимый вектор движения для прицепа. После этого руль поворачивается туда, куда вам необходимо заехать, чтобы скорректировать траекторию всей сцепки.
Если в процессе маневрирования прицеп слишком сильно отклоняется от заданной траектории, лучше вернуться назад и повторить маневр с изначального положения. В режиме заднего хода при правостороннем расположении руля лучше поворачивать вправо. Это позволит вам успешнее управлять сцепкой и следить за габаритами в правом боковом зеркале, в то время как левая часть прицепа будет находиться в мертвой зоне.
Часто задаваемые вопросы об управлении автомобилем с прицепом
Рассматривается ли прицеп как отдельное транспортное средство?
Несмотря на отсутствие собственного двигателя, прицеп признается самостоятельным транспортным средством.
При регистрации прицепа оформляется СТС и государственный регистрационный знак (именно поэтому на прицеп могут приходить штрафы). Чтобы не упустить срок оплаты, необходимо отдельно проверять наличие штрафов по госномеру и СТС прицепа. Этот срок обычно составляет 70 дней с момента вынесения постановления.
У физических лиц, как правило, имеется только один прицеп, что облегчает проверку штрафов по номеру СТС. Для организаций процесс проверки занимает больше времени.
Нужно ли делать ОСАГО для прицепа?
Согласно статье 4 Федерального закона «Об ОСАГО», для личного прицепа, прикрепленного к легковому авто, данный документ оформлять не нужно.
Во всех остальных случаях страховка для прицепа обязательна. В настоящее время отдельный полис на прицеп не выписывается. Вместо этого информация о его использовании включается в страховку авто. Стоимость страховки может повыситься на 40 % при наличии прицепа. Однако для определенных типов прицепов цена страховки не меняется.
Какие ограничения скорости действуют при управлении легковым авто с прицепом?
В законодательстве прописаны ограничения скорости только для легковых машин с прицепом:
- 90 км/ч – на автомагистрали.
- 70 км/ч – за пределами населенного пункта.
- 60 км/ч – в пределах населенного пункта.
- 20 км/ч – в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.
Под легковым авто подразумевается разновидность транспортного средства, а не категория ТС (B).
К примеру, если небольшой грузовик (скажем, «газель») движется с прицепом, то он может превышать вышеупомянутые ограничения.
Данное правило применимо и к небольшим пикапам, которые по внешнему виду напоминают легковые авто.
Таким образом, ограничения скорости есть только для легковых машин. При управлении грузовым автомобилем с прицепом водитель может двигаться с более высокой скоростью.
Что нужно для безопасного управления автомобилем с прицепом? Во-первых, водителю надо иметь определенный опыт в этом деле. Во-вторых, потребуется соблюдать правильную технику маневрирования. Применение качественного тягово-сцепного устройства может обеспечить более надежную сцепку и защитить вас от случайного отсоединения прицепа.