Изменения штрафов ГИБДД в 2024 году – что правда, а что фейк?
Содержание:
- 1 В 2024 году водителей ждут новые штрафы ГИБДД – это правда или нет?
- 2 Какие штрафы за нарушения ПДД действуют сейчас?
- 3 Какие новые штрафы ГИБДД и изменения могут быть введены в 2024 году – последние новости
- 3.1 Штраф за нарушение средней скорости
- 3.2 Увеличение штрафа за отсутствие страховки
- 3.3 Краткосрочный полис ОСАГО (от 1 дня)
- 3.4 Возврат к привычному порядку замены водительских прав
- 3.5 Новые справочники ОСАГО
- 3.6 Продление регистрации машин в новых регионах без ОСАГО
- 3.7 Единый реестр самоходных машин
- 3.8 Новые штрафы для нарушителей на СИМ
Штрафы ГИБДД в 2024
- В 2024 году все текущие штрафы ГИБДД останутся неизменными.
- Это связано с тем, что поправки в КоАП в новом году не затрагивают Главу 12, где собраны санкции за нарушения в области дорожного движения. То есть в 2024 году не ожидается вступления в силу новых штрафов ГИБДД.
- Но не исключено, что в обозримом будущем в КоАП появится штраф за нарушение средней скорости. Однако для этого вначале следует внести изменения в ПДД.
- Ещё одной давно обсуждаемой инициативой является увеличение штрафа за езду без страховки. Но перспективы у данного проекта туманны, поскольку его безрезультатно обсуждают уже несколько лет.
- 2 марта 2024 году вступят в силу поправки о продаже краткосрочных полисов ОСАГО. В новом году можно будет приобретать страховку даже на 1 день. А ещё стоит ожидать обновления справочников РСА с «антинародными» ценами.
- Также власти продлят срок действия режима без ОСАГО для жителей новых регионов – ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.
- 31 декабря 2023 года истекает срок автоматического продления водительских прав для некоторых водителей, поэтому в новом году владельцам таких в/у придётся производить замену прав в обычном порядке.
- Власти вовсю готовят вступление в силу реестра самоходных машин.
- Не исключено, что в 2024 году станут активнее бороться с грубыми нарушителями на электросамокатах. Штрафы за скрытие с места ДТП и пьяную езду на СИМ могут вырасти до 30 000 рублей.
В прошедшем году произошло много событий, начиная от узаконивания статуса СИМ, и заканчивая обновлением Перечня неисправностей. Но и в 2024 году водителей ждут интересные изменения. На этом фоне появляются различные слухи – правдивые и не очень. Так, некоторые источники утверждают о введении новых штрафов ГИБДД за ряд нарушений. Еще в текущем году анонсируют возможность заключать договор ОСАГО от 1 дня, изменения в получении/замене водительских прав, появление реестра самоходных машин и ужесточение ответственности за ДТП с электросамокатами. Давайте взглянем в будущее и посмотрим, что из всего этого правда, а что нет, какие изменения ожидают водителей в новом году и как это будет работать на практике.
В 2024 году водителей ждут новые штрафы ГИБДД – это правда или нет?
Итак, начнём с самого острого и одновременно болезненного для автомобилистов вопроса – штрафов. Сразу несколько источников уверяют, что уже с 1 января 2024 года ГИБДД возьмёт курс на ужесточение ответственности за несоблюдение ПДД. В интернете гуляют различные таблицы с такими повышенными санкциями.
Вот список этих якобы новых штрафов:
- езда на автомобиле в нетрезвом виде – штраф 50 000 рублей, лишение прав до 5 лет + конфискация автомобиля,
- нарушение правил парковки – 5 тысяч рублей,
- проезд на запрещающий сигнал светофора – 3 000 рублей,
- езда с тонировкой – штраф в размере 3 000 рублей, либо арест,
- езда без полиса ОСАГО – 3 тысячи рублей,
- превышение скорости на 10 км/ч – 500 рублей вместо отсутствующего сейчас наказания,
- езда с нечитаемыми номерами – 5 000 рублей.
К сожалению, многие водители читают «только заголовки». Отсюда высокий процент тех, кто верит во всевозможные новости об увеличении штрафов, хотя на самом деле ничего подобного в планах властей не ожидается.
И если мы обратимся к официальным источникам, то увидим, что в 2024 году не вступят в силу новые штрафы ГИБДД. Равно как не планируется вводить аресты, обязательные работы, конфискацию автомобиля за имеющиеся сейчас нарушения ПДД. А любая обратная информация об этом не соответствует действительности. И доказать это не составит труда…
Как это отследить?
От слов – к делу.
Чтобы понять, вводятся ли в 2024 году новые штрафы ГИБДД и другие наказания достаточно обратиться к официальным источникам. В нашем случае таковым выступает Кодекс об административных правонарушениях. Именно в нём содержатся актуальные и действующие в России санкции в области нарушения Правил дорожного движения. Если быть точнее, таким наказаниям посвящена отдельная Глава 12.
И вот как проще всего отследить изменения в КоАП:
- Открываем в браузере бесплатную электронную версию Административного кодекса, например – в системе «Гарант»,
- Жмём вкладку «Редакции»,
- Смотрим, есть ли изменения версий КоАП за интересующий нас период – в нашем случае 2024 год,
- И здесь мы видим, что изменения действительно планируются – их, на момент написания нашей статьи, целых 4,
- Осталось понять, связаны ли эти поправки с ужесточением штрафов ГИБДД и других наказаний для водителей – для этого открываем каждую поправку и сравниваем её с текущей редакцией Кодекса.
Так вот, ни одна из имеющихся поправок в КоАП не затрагивает Главу 12. Соответственно, эти самые изменения не связаны с увеличением или ужесточением наказаний для водителей за несоблюдение ПДД. То есть информация о новых штрафах ГИБДД в 2024 году является не более, чем распространяемым фейком.
Какие штрафы за нарушения ПДД действуют сейчас?
Итак, в 2024 году будут действовать те же штрафы, какие применяются и в настоящий момент за несоблюдение ПДД. Давайте рассмотрим основные из них.
Таблица актуальных санкций ГИБДД для водителей:
Какое нарушение? | Что грозит? | Статья КоАП или УК |
---|---|---|
Превышение скоростного режима | Ненаказуемое превышение до 19 км/ч (включительно), а всё что от 20 км в час и выше наказывается от штрафа 500 рублей до лишение на 1 год | Статья 12.9 КоАП |
Езда на автомобиле в нетрезвом виде | За первый раз – административный штраф 30 000 + лишение в/у до 2 лет, за повторное нарушение в течение года – уголовное наказание | Часть 1, ст. 12.8 КоАП Статья 264.1 УК РФ |
Скрытие с места ДТП | Лишение водительских прав до 1,5 лет, либо административный арест до 15 суток | Часть 2, ст. 12.27 КоАП |
Проезд на красный свет | Наказание в зависимости от нарушения:
|
Часть 1 и 3, ст. 12.12 |
Езда без страхового полиса ОСАГО | 800 рублей | Часть 2, ст. 12.37 |
Езда без водительских прав (то есть без права управления) | 5 – 15 тысяч рублей | Часть 1, ст. 12.7 |
Непропуск пешехода | Штраф от 1 500 до 2 500 | Статья 12.18 |
Неправильная парковка на газоне | Региональные штрафы | Их можно найти в региональных КоАП |
Выезд на полосу встречного движения | 5 000, либо лишение прав на срок до полугода | Часть 4, ст. 12.15 |
Езда за рулём будучи лишённым водительских прав | Штраф 30 тысяч, либо обязательные работы на 100-200 часов, либо арест до 15 суток | Часть 2, ст. 12.7 |
Непристёгнутый ремень безопасности | Тысяча рублей | Статья 12.6 |
Какие новые штрафы ГИБДД и изменения могут быть введены в 2024 году – последние новости
Между тем, в 2024 году ожидается достаточно много изменений в разных сферах автомобильного законодательства, начиная от ОСАГО, и заканчивая регистрацией транспортных средств. Ниже рассмотрим эти нововведения.
Штраф за нарушение средней скорости
Одним из новых штрафов, который в обозримом будущем может пополнить КоАП, является штраф за превышение средней скорости. Соответствующую инициативу уже давно обсуждают в автомобильном сообществе. Не исключено, что в 2024 году, наконец, наступит ясность – тем более, что Минтранс активно взялся за решение этого вопроса, в то время как МВД против такого штрафа.
Но в любом случае речь идёт лишь о проекте изменений в ПДД, где появится новое определение данному понятию:
«средняя скорость движения транспортного средства — значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств, ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка»
Ожидается, что в случае принятия проекта термин официально впишут в ПДД к 1 сентября 2024 года. Далее должен последовать возврат к ранее отменённому штрафу за нарушение средней скорости. Напомним, что такие штрафы уже выписывали водителям с 2013 по 2019 год, но затем эту практику искоренили, а Верховный Суд запретил наказывать водителей за это нарушение.
С введением старого-нового штрафа водители не смогут сбрасывать скорость при подъезде к камерам, а после их проезда снова ускоряться с нарушением. Теперь придётся соблюдать скоростной режим на всём пути движения. Иначе будет штраф с камеры.
Увеличение штрафа за отсутствие страховки
А это уже достаточно упорная инициатива Всероссийского Союза автостраховщиков (ВВС) и Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Они недовольны тем, что штраф водителю за отсутствие ОСАГО составляет всего 800 рублей по части 2 ст. 12.37 КоАП.
По этой причине многие автолюбители не приобретают ОСАГО, а ездят без страховки, предпочитая разово заплатить штраф в размере 800 рублей, чем ежегодно отдавать баснословные деньги за страховку.
На сегодняшний день существует три варианта:
- Увеличить штраф с текущих 800 до 5 000 рублей,
- Поднять сумму до 3 тысяч рублей,
- Настроить камеры так, чтобы водителю без ОСАГО приходил штраф 800 рублей за каждый проезд над установленной камерой.
Пока все эти идеи остаются на уровне инициативы. Законодательного решения и подвижек по этому вопросу в 2023 году так и не случилось. Впрочем, есть вероятность, что это произойдёт в 2024 году.
Краткосрочный полис ОСАГО (от 1 дня)
А это уже официально решённый вопрос.
4 августа 2023 года Президент России В.В. Путин подписал Федеральный закон № 455, которым вносятся изменения в Закон Об ОСАГО. Вступление поправок в силу ожидается по истечении 210 дней с момента публикации – 2 марта 2024 года. То есть с марта минимальный срок, на который можно заключить договор ОСАГО уменьшается до 1 дня. Таким образом, вы сможете оформить однодневную страховку, например – чтобы перегнать купленную машину из одного города в другой. Раньше для этого требовалось приобретать ОСАГО сроком на 1 год.
После изменений в статье 10 ФЗ Об ОСАГО появится новый пункт со следующим содержанием:
3.1. Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на срок от одного дня до трех месяцев (краткосрочный договор обязательного страхования). Краткосрочный договор обязательного страхования вступает в силу через три дня после дня предоставления страховщику документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанным договором не установлен более короткий срок вступления его в силу.
Возврат к привычному порядку замены водительских прав
Ещё одно изменение касается порядка замены водительских прав. Напомним, что 9 апреля 2022 года Кабмин автоматически продлил срок действия российских в/у, которые истекали в период с 1 января 2022 по 31 декабря 2023 года – срок продления таких документов составил 3 года.
Соответственно, уже с 1 января 2024 года автолюбителям придётся менять водительские права так, как они делали это раньше – в обычном порядке. Для этого нужно подавать стандартное заявление в ГИБДД, оплачивать госпошлину и проходить медкомиссию о состоянии здоровья. Автоматической замены в/у не будет.
Новые справочники ОСАГО
Традиционно в новом 2024 году стоит ожидать обновления справочников РСА. Последний раз эти справочники средней стоимости запчастей менялись 19 декабря 2023 года и рост цен по сравнения с предыдущей версией документа составил 9,8%. То есть в 2024 году стоит ждать аналогичного роста.
Тем не менее, практика показывает, что ценообразование в справочниках РСА не имеет ничего общего с рыночными ценами на запчасти и детали автомобилей. Из-за этого при расчёте выплат по ОСАГО потерпевшие получают гораздо меньше, чем в реальности обойдётся им ремонт машины. Такое «отставание» от рынка порой достигает десятков, а то и сотен тысяч рублей.
Продление регистрации машин в новых регионах без ОСАГО
1 января 2024 года должны вступить в силу поправки в законодательство о продлении режима отмены обязательного страхования в новых регионах России. Речь идёт о недавно присоединённых территориях – ДНР, Луганской Народной республике, а также Запорожской и Херсонской областях. Предыдущий переходный период действовал до 1 января 2024 года. Срок нового режима планируется продлить ещё на год – до 31 декабря 2024 года.
Если пролонгация состоится, то автовладельцы этих регионов смогут ставить машины на учёт в ГИБДД и ездить без полисов ОСАГО. Но льгота распространяется только на территории ДНР, ЛНР, Херсонской области и Запорожья. То есть, например, при въезде в другие регионы России у водителя должна быть оформлена страховка.
Единый реестр самоходных машин
5 декабря 2023 года депутаты Государственной Думы проголосовали за утверждение законопроекта, которым предусмотрено создание единой базы тракторов, снегоходов, квадроциклов и другой самоходной техники. Изменения вносятся в ФЗ № 297 «О самоходных машинах и других видах техники» и в случае их окончательно принятия они вступят в силу с 1 сентября 2024 года.
Целью создания единой базы является усиление контроля за данным видом техники. В частности, в электронном реестре будет содержаться информация о регистрации самоходных машин, о прохождении ТО, об удостоверениях тракториста-машиниста и т.п.
Новые штрафы для нарушителей на СИМ
Увеличение статистики по ДТП с участием электросамокатов вынуждает власти искать рычаги давления на тех, кто передвигается на средствах индивидуальной мобильности и не соблюдает ПДД. Однако в настоящий момент штрафы за нарушения на СИМ не превышают 1 500 рублей. На практике электросамокатчики часто ездят пьяными, скрываются с места ДТП – но при этом их не могут привлечь к ответственности по аналогии с водителями.
Так вот, согласно последним новостям, в 2024 году ожидается рассмотрение законопроектов об ужесточении наказания за грубые нарушения на СИМ:
- За пьяную езду на электросамокатах – штраф 30 000 рублей,
- Оставление места ДТП – 30 тысяч,
- Иные грубые нарушения – 20 000 рублей.
Также в планах Правительства ввести механизм регистрации и страхования электроустройств. Однако как это будет реализовано и кто будет заниматься всеми этими вопросами – Минтранс, ГИБДД или муниципальные органы – пока неясно.