Какой размер штрафа, если неисправен левый, правый или оба стоп-сигнала?
Содержание:
- 1 Не работают стоп-сигналы сзади – это нарушение ПДД?
- 2 Сколько размер штрафа за нерабочие «стопы»?
- 3 Если сигнал работает, но сильно затонирован – тоже штраф?
- 4 У меня вообще отсутствуют задние фонари – что грозит?
- 5 Могут ли ГИБДД сделать виновником ДТП, если не работали стоп-сигналы?
- 6 Если стоп-сигнал моргает, грозит ли ответственность?
- 7 Можно ли установить нештатные дополнительные «стопы»?
Штраф за стоп-сигнал
- Штраф за неработающие стоп-сигналы в 2023 году составляет 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
- ПДД прямо требуют, чтобы при воздействии на педаль тормоза сзади загорались сигналы торможения и работали они в режиме постоянного излучения.
- Тем не менее, если данная неисправность возникла в пути, то у вас есть законное право доехать до места ремонта (автомагазина) или стоянки. Это рабочий способ избежать штрафа.
- Лишения водительских прав, штрафстоянки и суток на устранение за это нарушение нет.
- В теории вам могут выписать требования об устранении условий, влекущих правонарушение с перспективой административного ареста за неисполнение такого требования. Такое практикуется сегодня по части тонировки, однако, о случаях требования за «стопы» на практике неизвестно.
- Такой же штраф грозит, если стоп-сигналы затонированы, моргают или вообще отсутствуют задние фонари.
- А вот стать виновником по этой причине почти невозможно. Почти во всех случаях судебной практики виновным признают из-за несоблюдения дистанции.
В 2023 году нет специального штрафа за нерабочие стоп-сигналы сзади машины, несмотря на то, что эта неисправность может резко повысить риск ДТП. За это вы заплатите всего 500 (250 по скидке) рублей… И, скорее всего, услышите или почувствуете много нецензурной брани от двигающихся позади вас водителей. Тем не менее, это так. В статье рассмотрим, на основании чего положено наказание за неисправные «стопы», что, если не работает только один из них – левый или правый, можно ли стать виновным в дорожном происшествии из-за них и рассмотрим один интересный акт из судебной практики.
Не работают стоп-сигналы сзади – это нарушение ПДД?
Да.
- В соответствии с законом О безопасности дорожного движения 196-ФЗ – самого главного закона для автомобилистов, его статьёй 4 в частности, юридическую силу имеют все нормативно-правовые акты, изданные во исполнение указанного ФЗ.
- Одним из таких актов является Постановление Правительства РФ №1090, в простонародье называемое «Правилами дорожного движения». Их пункт 2.3.1 говорит о том, что водитель обязан перед началом поездки проверить и обеспечивать в пути полную исправность транспортного средства, которым он владеет.
- 19 раздел ПДД требует правильно использовать внешние световые приборы. Однако, здесь нет ни слова о стоп-сигналах.
- Зато конкретика есть в разделе 3 Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей. Так, пункт 3.10 предписывает такой запрет, если при нажатии на педаль тормоза не горят стоп-сигналы или они излучают свет не в постоянном режиме.
Таким образом, ПДД чётко требуют от нас регулярно следить за работоспособностью «стопов» – как перед началом движения, так и при движении. Причём так, чтобы они работали строго только при торможении и ни при каких иных условиях.
Вас также заинтересует:
- Есть ли штраф и какой за цветные и золотые госномера на автомобиле?
- Двигаясь на электросамокате, сбили человека – что грозит и что делать?
- На автомобиль просрочилась страховка ОСАГО – можно ли ездить и какой штраф?
Сколько размер штрафа за нерабочие «стопы»?
500 рублей или административное предупреждение.
Нередко сотрудники ГИБДД могут выписать штраф по статье 12.20 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за нарушение правил использования световых приборов. Однако, это незаконно, и такой штраф следует обжаловать, потому что объектом правонарушения по данной статье являются нарушения раздела 19 ПДД. А, как мы выяснили выше, о стоп-сигналах в них речи не идёт. Да и невозможно неправильно «пользоваться» стоп-сигналами. По своей сути они могут быть либо рабочими, либо неисправными.
Поэтому законный штраф за них – по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ в размере 500 рублей или в редких случаях в виде письменного административного предупреждения. Он предусмотрен как раз за нарушения из Перечня неисправностей.
Если не работает только правый/левый сигнал – всё равно штраф?
Да.
Несмотря на отсутствие объективной опасности для дорожного движения при только одном неработающем стоп-сигнале – левом или правом, когда водители сзади видят сигнализирование о вашем торможении, штраф со стопроцентной вероятностью всё равно будет выписан. Это так, потому что нарушение формально в данном случае есть – причём, как событие, так и состав административного правонарушения.
Рабочий способ избежать штрафа 2023
Он заключается в том, что при данной неисправности у вас есть законное право доехать до места ремонта или стоянки. То есть речь идёт не о лазейке за счёт недоработки законодательства, а именно о законном послаблении при наличии нарушения устранить его.
Взлгянем ещё раз на пункт 2.3.1 Правил, на 2 и 3 его абзацы. Здесь говорится о том, что немедленно следует прекратить движение и не возобновлять его при неработающих рулевой, тормозной системе и ряде других. А при прочих неисправностей у вас есть 3 варианта:
- устранить на месте (заменить лампочку стоп-сигнала, например),
- и только если никак не удаётся это сделать на месте (нет с собой лампы и магазина в пешей доступности), то можно доехать до места стоянки,
- либо при этом же условии доехать до места ремонта (в нашем случае автомагазина, где такую лампочку мы можем приобрести).
Да, здесь некоторые автолюбители могут сослаться на то, что стоп-сигнал может так или иначе относиться к тормозной системе, для которой данное послабление не работает. Но это совсем не так! «Стопари» не являются элементами тормозной системы (единственная лампа, которая к этой системе относится – это индикатор нерабочего ABS или неисправности тормозов). А тормозные сигналы – это внешние световые приборы.
Впрочем, определения в тех же ПДД ни тормозной системы, ни световых приборов вы не найдёте. Однако, определение ВСП есть в «соседствующем» с Правилами нормативном акте – Техническом регламенте. Прочитав его, можно понять, что к ним относятся «устройства световой сигнализации», включая наши стоп-сигналы.
Как итог, при попытке инспектора ДПС оштрафовать нас, нам следует заявить о том, что мы, как того требует пункт 2.3.1 ПДД, проверили перед началом поездки работоспособность ВСП. И данная неисправсность возникла в пути. И в настоящий момент вы намереваетесь отправиться до ближайшего места, где сможете устранить её. В этом случае штрафа грозить не должно.
Есть ли лишение прав за это?
Нет.
Хотя, фактически данное правонарушение можно отнести к грубым, так как оно имеет реальную опасность риска наступления ДТП, всё же главной причиной происшествия в таком случае будет несоблюдение дистанции. Поэтому более строгого наказания в виде лишения водительских прав, если у вас не работают стоп-сигналы, нет. В том числе нет более жёсткой ответственности за повторное нарушение… Впрочем, здесь есть один вариант, и о нём мы поговорим ещё немного ниже.
Грозит ли штрафстоянка?
Нет.
Эвакуация на спецстоянку не является дополнительным наказанием. Это мера обеспечения, призванная исключить транспортное средство из процесса дорожного движения из-за создаваемой им опасности. Так вот, штрафстоянка предусмотрена, например, за неработающие тормоза, и это вполне логично и закономерно.
А вот за неисправные стоп-сигналы её нет. Статья 27.13 Кодекса содержит исчерпывающий перечень статей, при наказании по которым авто подлежит задержанию. И в списке нет части 1 статьи 12.5.
Дают ли сутки на устранение нарушения?
Нет.
Вообще, сутки на устранение нарушения как юридически значимая законная возможность канула в прошлое уже достаточно давно. Но фактически вам даётся возможность доехать до места ремонта и стоянки. Это не сутки, конечно. Но и никто не говорит, что каждому последующему сотруднику ГИБДД вы не можете утверждать о том, что перед началом поездки убедились в работоспособности «стопов» и сейчас движетесь к магазину, умалчивая о том, что вас ранее уже останавливали за это.
Могут ли ДПС выписать требование из-за негорярщих стоп-сигналов?
Формально могут. Хотя, на практике 2023 года нам о таких случаях не известно. Требования активно выписывают за тонировку, реже – за отсутствие ОСАГО. А вот за негорящие «стопы» как за неисправность тоже могут выписать, так как нарушение в данном случае не длящееся, но неоднократно повторяющееся (каждое начало движения на неисправном авто образует состав нового правонарушения).
Однако, как мы уже указали, в судебной практике постановлений за неисполнение требования конкретно по стоп-сигналам нет.
Если сигнал работает, но сильно затонирован – тоже штраф?
Да. И по той же норме – части 1 статьи 12.5 в размере 500 рублей.
Однако, в данном случае нарушен будет не пункт 3.10 Перечня неисправностей, а пункт 3.6, запрещающий установку оптических элементов, не предусмотренных конструкцией вашего автомобиля. Обратите внимание на то, что тонировочная плёнка или любое другое затемнение фактически тоже относится к оптическим элементам.
Причём, в прошлой редакции до недавнего изменений Перечня не было упоминания о запрете тонировки задних фонарей. Такой запрет установлен только Техрегламентом (пункт 3.6 Приложения №8), а за его нарушения штрафа по закону нет.
У меня вообще отсутствуют задние фонари – что грозит?
Тогда нарушается пункт 3.1 Основных положения по части несоответствия количества световых приборов конструкции транспортного средства. И вновь за это правонарушение вам грозит та же норма КоАП РФ – часть 1 статьи 12.5 со штрафом 500 рублей.
Могут ли ГИБДД сделать виновником ДТП, если не работали стоп-сигналы?
Да, но практика правоприменения по ДТП в 2023 году работает в строгом взаимодействии причинно-следственной связи между нарушением водителя и случившимся происшествием. А в нашем случае есть два таких нарушения:
- с одной стороны, неработающие стоп-сигналы у движущегося впереди водителя,
- с другой, несоблюдение дистанции водителя, едущего за ним – пункт 9.10 ПДД.
Соответственно, и вариантов виновности может быть несколько:
- виновным признают водителя, который должен был соблюдать безопасную дистанцию,
- виновность может быть признана обоюдной – причём в разной степени в процентном соотношении,
- либо виноватым сделают полностью двигающегося впереди водителя.
А начнём мы с того, что ГИБДД вообще никак не определяют виновность водителей – не их это полномочия. Сотрудники уполномочены только выписать постановление о правонарушении первому или второму автолюбителю либо обоим сразу. Так вот, если в отношении обоих водителей будет вынесен штраф, то по умолчанию вина распределяется 50/50. То есть каждый из участников ДТП вправе получить по 50% от полагающейся и рассчитанной по закону выплаты по ОСАГО. Если кто-то из них не согласен с таким положением, то он имеет право обратиться в суд, либо оспаривая вменённое ему нарушение, либо для распределения вины в другом соотношении.
В судебной же практике 2023 года почти во всех случаях виновным признают не соблюдавшего дистанцию.
Дело здесь в том, что необходимость безопасной дистанции в Правилах не установлена никакими конкретными значениями, а ещё она прецедентна, то есть считается безопасной до тех пор, пока не произошло столкновение. Но главное, она предписана для водителей вне зависимости от иных условий, в частности, обязанности других автомобилистов соблюдать Правила. Это означает, что если вы видите неработающие стоп-сигналы у впереди движущегося транспортного средства, то вы обязаны быть более осторожным – увеличить дистанцию.
Вот пример успешно обжалованного штрафа за стоп-сигналы в судебной практике, где обоих водителей привлекли соответственно за дистанцию и стоп-сигналы. Второй же участник аварии обжаловал постановление, указав, что как раз до ДТП они работали и перестали быть исправными как раз вследствие удара сзади.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- На машине отсутствуют противотуманки – можно ли ездить? Ответственность
- Штраф за неработающую подсветку заднего номера в вопросах и ответах
- ПДД о фарах дальнего света и какой размер штрафа за включение и моргание дальним?
Если стоп-сигнал моргает, грозит ли ответственность?
Да. И снова возвращаемся к 500-рублёвой санкции по статье 12.5 Кодекса за Перечень неисправностей. И в данном случае мы нарушаем тот же пункт 3.10 Перечня, который в окончании своей официальной трактовки требует, чтобы «стопы» излучали свет в постоянном режиме.
В нашем же случае, если они мигают, режим работы становится проблесковым. Почему? Потому что законодательство не разделяет «проблесковый» и «моргающий» режимы работы световых приборов. Как пример, пункт 3.10.1 Приложения №8 Техрегламента.
Можно ли установить нештатные дополнительные «стопы»?
Нет.
В очередной раз нам грозит 12.5, часть 1 и штраф 500 рублей. В данном случае мы нарушаем пункт 3.1 Перечня в части требования, чтобы количество световых приборов и световой сигнализации соответствовало конструкции нашего автомобиля.