Как не буксовать в снегу и вытащить застрявшую машину из снега
Содержание:
- 1 Как избежать пробуксовки в снегу
- 2 Начало движения по снегу – чтобы не буксовать
- 3 Причины, по которым колеса вязнут в снегу
- 4 Пробуксовка вредит автомобилю
- 5 Автомобиль застрял в снегу – что делать?
- 5.1 1. Оцените ситуацию
- 5.2 2. Расчистите снег под колесами
- 5.3 3. Сдайте назад, чтобы выехать из сугроба
- 5.4 4. Подложите под колеса что-то твердое
- 5.5 5. Раскачивание машины
- 5.6 6. Вытягивание автомобиля буксиром
- 5.7 7. Снег можно растопить
- 5.8 8. Спустить немного давление в шинах
- 5.9 9. Надеть антипробуксовочные цепи
- 5.10 10. Применение домкрата
- 5.11 Заключение
Наступления зимы водители ждут без особой радости, скорее, наоборот – покрытая грязью машина, утренние усилия по оживлению замерзшего двигателя, заносы на ледяных участках дороги. И, конечно, засыпанный снегом город, когда автомобили тонут в сугробах без возможности оттуда выбраться – в периоды сильных снегопадов городские службы не успевают сгребать снег с улиц.
Любой водитель сталкивался с ситуацией, когда приходится буксовать в сугробе в бесплодных попытках покинуть эту ловушку. Что можно сделать, чтобы избежать такой участи в зимнее время? Как вытащить автомобиль из рыхлого сугроба, если уж попали в снежный капкан?
Как избежать пробуксовки в снегу
На сто процентов от этого никто не застрахован, и даже опытные водители время от времени попадают в переделку, когда машину засыпает снегом, и приходится выбираться оттуда, используя собственные знания и смекалку. Перед приходом зимы стоит принять некоторые меры и запастись инвентарем, который очень выручит, если придется застрять в снегу:
- Машина должна встречать зиму, будучи заранее переобутой в сезонные шины. Не стоит довольствоваться всесезонной резиной – шипованная позволяет колесам хорошо зацеплять шипами заснеженную поверхность дороги.
- Запаситесь таким простым и незамысловатым инструментом, как лопата – пусть лежит в багажнике и ждет своего часа. Если места хватает, то лучше возить широкую совковую лопату, а для экономии пространства вполне подойдет саперная лопатка.
- Закиньте в багажник пакет с песком или мраморной крошкой, на худой конец подойдет и простой наполнитель для кошачьего туалета. Также положите пакет с каменной солью, за неимением оной подойдет и простая поваренная соль.
- Прочный буксировочный трос – лучше всего нейлоновый, так как он легче, удобнее и его проще крепить, чем металлический.
- Не забывайте про домкрат – гидравлический более уместен, чем винтовой, ввиду его устойчивости и простоты использования.
- Позаботьтесь о наличии в багажном отделении пары-тройки обрезков твердой доски – неизвестно, где и как ее придется подложить под буксирующие колеса.
Если есть возможность, стоит приобрести противоскользящие цепи, которые надевают на колеса, чтобы выбраться из снега в самой сложной ситуации. Все эти приспособления помогут откопать автомобиль из-под снега, если с вами это случится.
Начало движения по снегу – чтобы не буксовать
Как это делать на сухой дороге, знают все. А вот зимой, когда дорожное полотно засыпают тонны снега, начало движения становится уже не таким простым, потребуются некоторые особые навыки. Если приходится трогаться на заснеженной зимней дороге, делайте это медленнее, на низких оборотах, добавляйте обороты постепенно. Не давите на газ до момента, когда машина уверенно не двинется вперед.
Легко тронуться с места в зимнее время при наличии обильного снежного покрова не всегда удается. Это зависит от того, какой объем снега образовался под ведущими колесами, а также от действий самого водителя.
Главное правило движения по заснеженной дороге – плавное управление машиной. Когда под колесами небольшой плотный слой снега, то движение будет происходить беспрепятственно, хотя сцепление с дорогой становится хуже, чем на любом другом – мокром или сухом покрытии. Трудности движения начинаются, когда под колесами имеется значительный слой снега, и усиливаются при образовании глубокой колеи в снегу.
В глубоком снегу двигаться лучше всего, не делая остановок и не переключая передачи. Если впереди ожидает небольшой снежный занос, есть возможность преодолеть его с разгона. Когда колеса наезжают на массивный слой снега, они не продавливают, а сминают снег. Во время торможения или совершения поворота этот пласт спрессованного снега сдвигается снизу, поэтому колеса начинают проскальзывать.
Если приходится трогаться с места по свежевыпавшему снегу, то делать это нужно как можно более плавно, чтобы ведущие колеса не проскальзывали. При слое свежего снега более 15 см до начала движения снег лучше отгрести лопатой на расстояние около полуметра от колес.
Причины, по которым колеса вязнут в снегу
Колеса автомобиля имеют лишь небольшие площади соприкосновения с поверхностью, именно поэтому масса машины способна легко провалиться в объемный слой снега. На один кв. см площади колеса приходится сотни кг веса транспортного средства. Небольшие точки на четырех колесах вынуждены принимать весь вес автомобиля, и когда отсутствует твердая опора, машина проваливается в снег и вязнет.
Вот почему тяжелая гусеничная техника обладает гораздо лучшей проходимостью, чем легковой автомобиль. Вес в несколько тонн распределяется равномерно по всей площади гусениц. Когда автомобиль пытается преодолевать заснеженные участки за счет высокой скорости, то это может оказаться успешным, но может закончиться и тем, что машина зароется в сугроб еще глубже.
Пробуксовка вредит автомобилю
Попав в ловушку-сугроб, водители зачастую теряют терпение и стремятся как можно быстрее выбраться. Они снова и снова повышают обороты двигателя, застрявшее колесо неистово раскручивается, но все усилия ведут к обратному результату: колесо роет ямку все глубже и еще больше погружается в снег, не оставляя шансов покинуть злополучное место.
Такое буксование очень негативно сказывается как на двигателе, так и на трансмиссии автомобиля.
Если буксует машина с механической КПП, то вредное влияние сказывается на истирающихся дисках сцепления. Как итог – повреждение всего узла, который в итоге перестанет подавать крутящий момент от мотора к МКПП. Негативное воздействие пробуксовки сказывается и на «автомате».
Когда колесо все сильнее раскручивается, переключение коробки к высшим ступеням приводит к перегрузке фрикционов, у которых фрикционный слой истирается, масло загрязняется фрагментами изношенных деталей. У фильтра нет возможности справиться со стружкой в масле, а попадание грязи в гидроблок ведет к засорению каналов и выходу коробки из строя.
Вреден для АКПП и перегрев, поскольку турбинное и насосное колесо гидротрансформатора получают разные угловые скорости. Чтобы не привести к выходу из строя важных узлов автомобиля, от буксования нужно как можно быстрее оказаться, снизить обороты и начинать осмысленные действия, чтобы выбраться из снежного капкана.
Автомобиль застрял в снегу – что делать?
1. Оцените ситуацию
Первым делом сбросьте скорость и совершайте движение плавно. Про бесполезность ускорения и даже вред для технического состояния автомобиля указывалось выше.
Если увязли в сугробе, нужно запастись терпением и последовательно совершить ряд действий, чтобы не усугублять ситуацию и не зарыться в снег еще больше. Лучше выйти из машины и трезво оценить, в какую ситуацию угодили. Какова глубина снежного покрова, его плотность или рыхлость – все это даст картину и определит план дальнейших действий.
2. Расчистите снег под колесами
Машина увязла колесами, зарылась бампером, села в снег днищем – значит, нужно вооружиться лопатой и приниматься за расчистку свободного пространства.
Если лопаты в багажнике не оказалось, можно использовать для этой цели подручные средства – картонку, пластиковую крышку или что-то подобное. Если совсем ничего нет, можно даже просто утрамбовать под колесами снег своими ногами, чтобы добиться более твердого покрытия.
3. Сдайте назад, чтобы выехать из сугроба
Попробуйте воспользоваться собственной колеей, чтобы вернуться назад на надежное дорожное покрытие. Медленно и плавно сдайте назад и продолжайте до тех пор, пока не окажетесь на твердой поверхности.
4. Подложите под колеса что-то твердое
Вращающееся в снегу колесо все глубже погружается в рыхлый слой, потеряв сцепление. Чтобы его восстановить, используют метод подкладывания под ведущие колеса опоры – чего-то плотного и твердого. Это могут быть ветки и сучья деревьев, срубленные колья или доски, даже подобранные камни. Если вы угодили в сугроб в городе, вряд ли вы найдете вокруг себя ветви или камни. Поэтому полезно возить в багажнике как раз на такой случай пару фрагментов крепкой доски.
Если совсем ничего нет, находчивые водители используют обычные автомобильные коврики из салона, которые подкладывают под ведущие колеса. Только помните, что после восстановления движения, когда вы удачно выбрались из сугроба, ни в коем случае не пытайтесь остановиться, чтобы подобрать свое имущество или посадить вышедших из салона пассажиров. Продолжайте ехать, пока не выберетесь на ровную сухую поверхность, и только потом можно остановиться и вернуться за ковриками.
Чтобы подложить под колеса дренаж, воспользуйтесь домкратом. Приподнимите автомобиль и под ведущее колесо поместите что-то, что повысит сцепление. Затем то же самое проделайте и с другим ведущим колесом.
Можно утоптать снег под приподнятым колесом для получения наста, соблюдая осторожность, чтобы автомобиль не сорвался с домкрата. Выбираясь из снега, важно держать передние колеса в прямом положении.
5. Раскачивание машины
Водители очень часто используют действенный метод раскачки для того, чтобы вызволить автомобиль из сугроба. В этом случае машина понемногу набирает скорость, совершая маятниковые движения вперед-назад и за счет этого постепенно выбирается из снега.
Легче проделать эти действия с машиной на «механике». Машину направляют вперед, чуть газуя, затем газ отпускается, и машина откатывается назад не малое расстояние. В этот момент выжимается сцепление, и коробка переключается на заднюю скорость, направляя автомобиль назад. Так машина понемногу раскачивается вперед-назад, увеличивая амплитуду движения, и в итоге выскакивает из ловушки.
Для автомобиля с АКПП для раскачки применяется работа с тормозной системой, которая имитирует систему блокировки межколесного дифференциала – электронную систему на современных внедорожниках.
Для этого водителю нужно нажать на педаль газа и одновременно на педаль тормоза. Колодкам придется поджать ведущие колеса, чтобы не позволить одному из них вращаться быстрее, обеспечивая пробуксовку. Дифференциал придет в равновесное положение и передаст крутящий момент на другое колесо.
Водитель должен уверенно и ровно удерживать педаль газа, при этом обороты не должны превышать 1,5-2 тысячи. И одновременно нажатием на тормоз регулируется процесс пробуксовки. В результате этих действий автомобиль преодолеет буксование и тронется вперед. Но может случиться и так, что машина будет буксовать уже двумя колесами, а не одним. Тогда для выхода из сугроба применяют более радикальные способы.
6. Вытягивание автомобиля буксиром
Что делать, если ничто не помогает вызволить машину из снежного капкана, или же водителю просто недостает опыта для проделывания всех манипуляций?
Остается воспользоваться помощью других водителей и вытащить застрявший автомобиль на буксире. Седан или хэтчбек гарантированно вытянет грузовик – обратитесь за помощью к водителю проезжающего тяжеловоза. Если вы застряли на внедорожнике, лучшим решением будет вызвать эвакуатор.
Не рекомендуется применять стальной трос, который может повредить проушины, выскочив из них при неправильном использовании крюков для буксировки. Металлический трос жесткий и не имеет достаточной упругости, и при рывке крюк может оборваться. Лучше применять прочные нейлоновые тросы, которые могут растягиваться, и при этом почти не рвутся.
Если транспортного средства, которое могло бы взять вас на буксир, поблизости нет, но зато есть трос и стоящее рядом крепкое дерево, то можно выбраться из снега самостоятельно. Один конец троса крепим на дереве, а второй наматываем на ведущее колесо. Далее плавно жмем на газ, и трос, закручиваясь на колесе, сработает, как лебедка, вытащив машину из сугроба.
7. Снег можно растопить
Что делают коммунальщики, чтобы избавиться от наледи и снега? Они посыпают снежный покров солью и реагентами. Можно воспользоваться их рецептом и тоже попытаться растопить снег вокруг своей застрявшей машины.
Понадобится каменная соль, но подойдет и обычная поваренная, рассыпав которую возле колес, можно добиться таяния и выехать на твердую поверхность. Если нет соли в багажнике, можно воспользоваться незамерзайкой для стеклоомывателя. Пригодятся песок или прессованные опилки, которые легко купить в магазинах для животных.
8. Спустить немного давление в шинах
Если мы спустим давление, то тем самым увеличим площадь сцепления колеса и дороги. Спускать шины нужно немного, до 0,8-1,0 бар. После того, как из снега выбрались, шины нужно снова подкачать до нормального значения. Для этого не помешает наличие компрессора в багажном отделении.
Снижение давления может помочь только в случае, если снега на дороге немного. Если сугроб глубокий, то автомобиль на мягких шинах может еще сильнее погрузиться в снег.
9. Надеть антипробуксовочные цепи
Это приспособление на всякий случай должно лежать в багажнике автомобиля, который выезжает в путь в условиях снежной зимы и заносов. Цепи крепятся к ведущим колесам, они представляют собой дополнительный более мощный протектор.
Цепь позволяет как бы вгрызаться в лед и наст снега, что значительно улучшает сцепление и дает возможность преодолевать сложные участки зимней дороги. К минусам можно отнести то, что надеваются они заранее, перед выездом, а не тогда, когда машина уже застряла. В сложной ситуации сделать это будет очень сложно, тем более, что надевать их нужно при помощи домкрата.
10. Применение домкрата
Механизм используется для того, чтобы, приподняв с его помощью автомобиль, иметь возможность подложить что-либо устойчивое под ведущие колеса. Можно также поднять машину и столкнуть ее с домкрата вперед либо назад.
Этот способ может нанести ущерб транспортному средству, и применять его нужно с оглядкой. В случае, если автомобиль «уселся на дно» в снегу, то домкратом его можно приподнять. Но и сам домкрат тоже нуждается в опоре, так как будет проваливаться в снег. Следовательно, сначала подложив твердую опору под домкрат, только потом поднимают колесо и подкладывают опору уже под него.
Заключение
Правила, как выбраться из снежного плена, относятся к жизненно важным для всех водителей. Если вы новичок, и у вас не все получается с первого раза – это не беда. С каждым зимним сезоном опыт будет накапливаться, и в итоге вы сможете самостоятельно выбраться утром из завалившего машину метрового слоя снега.
Стоит помнить, что после этого надо проверить радиатор – не забился ли в него снег, что может заблокировать воздушный поток и создаст предпосылки для перегрева. Если снег оказался на внутренней части диска, то возможны вибрации руля на скорости, поэтому следует проверить и диски.
Видео о том, как вытащить автомобиль из снега: