Автотонкости

Есть ли штраф за дефлектор капота автомобиля и какой размер?

Штраф за мухобойку

  1. Мухобойка на капоте автомобиля – это формально компонент транспортного средства, который не предусмотрен конструкцией.
  2. Из этого следует, что установка дефлектора фактически является внесением изменением в конструкцию машины.
  3. Штраф за это грозит в размере 500 рублей.
  4. Но на практике аналогичных нарушений ещё и автомобиль могут снять с учёта ГИБДД.
  5. И вот за управление незарегистрированным авто (и то – повторное) грозит лишение прав.
  6. Правда не то, что лишение, даже штраф практически никогда вам не выпишут на практике 2024 года. В судебной практике вообще нет подобных дел.

Автозаконодательство на сегодняшний день достаточно подробно и прагматично регулирует вопросы технического состояния транспортных средств. И касается это не только разного рода фаркопов, замены двигателя на другой и подобного рода глобальных изменений конструкции, но и установки дополнительных декоративных элементов. В то же время в сети ходит информация якобы о том, что за дефлекторы капота лишают водительских прав. Правда ли это? Ниже узнаем, что грозит водителям за установку мухобойки на капоте и есть ли за это наказание.

Лишение прав за мухобойку в 2024 году – правда или нет?

На самом деле, правда, но немного бесперспективная и больше в теории, чем на практике. Увы, но понять, почему дело обстоит именно так, вы узнаете, только углубившись в тонкости законодательства ниже по статье.

А пока приведём то, что распространяют в сети.

  • Во-первых, некоторые источники распространяют данные о том, что они вообще запрещены ГОСТом. Это неправда. В настоящее время ни один документ прямо не запрещает дефлектор на капоте – вы просто не найдёте подобных нормативно-правовых актов и законов России.
  • Во-вторых, другие источники ссылаются на ГОСТ 33670-2015, в котором якобы прописаны требования к мухобойкам. Но начнём с того, что данный Госстандарт распространяется на единичные транспортные средства, а не на серийные. А закончим тем, что пункт А.16.6 в таблице указанного ГОСТа содержит требования к воздушным дефлекторам окон и водосточным желобам на крыше вдоль окон машины, и мухобойку этот пункт вообще никак не регулирует.

Но вернёмся к возможности лишения водительских прав за этот компонент. Действительно, в отдалённой перспективе оно может грозить – но, действительно, в очень отдалённой. И в этом плане указанные выше источники верно ссылаются на часть 1.1 статьи 12.1 КоАП РФ, по которой грозит ответственность.

Итак, теперь давайте обо всём по порядку!

Вас также заинтересует:

  • Есть ли штраф за автозвук в машине сейчас: нештатную магнитолу и сабвуфер? Когда введут и какой размер?
  • Можно ли ставить автобокс на крышу автомобиля, нужно ли регистрировать в ГИБДД и есть ли штраф?
  • Новый штраф за отсутствие страховки ОСАГО с 1 января 2023 года – правда или нет?

Что грозит за мухобойку на капоте машины сейчас?

Так как дефлектор является по сути дополнительным элементом транспортного средства, то вопрос о его запрете должен регулироваться каким-либо правовым актом о техническом состоянии автомобилей. И здесь логично было бы заглянуть в Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация ТС в России (приложение к ПДД), конкретно в раздел о комплектности.

И здесь мы не увидим ни прямого запрета устанавливать мухобойку на капот автомобиля, ни косвенного – например, ставить какие-либо декоративные детали в принципе. Единственное, что может озадачить невнимательного читателя – пункт 9.11, гласящий, что запрещено устанавливать любой предмет, который выступает вперёд по линии бампера. Но к мухобойке это никак не относится по двум простым причинам:

  1. она не будет выступать за линию бампера в любом случае,
  2. в пункте 9.11 речь идёт о металлических предметах или схожих с ними по прочности, а мухобойки у нас обычно пластиковые.

Что касается приведённых там типов транспортных средств, то M1 – это как раз про легковые автомобили.

Так, прямого запрета мухобоек нет. Тем не менее, законодатель в 2024 году очень трепетно относится к безопасности дорожного движения. Особенно, к посторонним предметам впереди машины. Ведь именно они могут стать причиной травмоопасности при ДТП с пешеходами – самыми уязвимыми участниками дорожного движения. А это противоречит статье 21 Конвенции о дорожном движении.

Поэтому ограничение на установку и езду с мухобойкой на капоте всё же есть. И ключ здесь кроется во внесении изменений в конструкцию транспортного средства.

Что есть изменение конструкции?

Не ПДД едиными регулируются правилам безопасности дорожного движения. Ещё один важный документ – Технический регламент О безопасности колёсных ТС. В соответствии с одним из его определений, изменение конструкции – это установка не предусмотренных заводом-изготовителем компонентов или удаление предусмотренных, которое произвелось уже после обращения автомобиля в эксплуатацию. То есть после начала передвижения на машине. При этом, очень важный критерий такого изменения – влияние на безопасность. Если установленный компонент не может влиять на безопасность дорожного движения, то изменения конструкции уже нет.

Читать также:
Коленвал: устройство, назначение, принцип работы

Снова возвращаемся к ПДД – теперь пункту 9.10 Перечня – и видим здесь, что эксплуатация автомобилей запрещена и в том числе, если в конструкцию внесены изменения вне соответствия неких Правил.

Во исполнение Техрегламента и пункта 9.10 Правила эти в 2024 году реализованы Постановлением Правительства РФ от 6.04.2019 г. №413.

То есть мухобойка – это внесение изменений в конструкцию?

Да. Это дополнительный компонент машины, который для легального использования необходимо узаконить. Как это сделать, мы разъясняли в специальной статье. Процедура эта долгая и дорогостоящая. Но законодательство приводит и исключения, когда изменения конструкции не нужно проводить через всю рутину.

И регулирует такое послабление пункт 77 Технического регламента. Так, проходить процедуру внесения изменений не требуется:

  • при установке элементов, которые предназначены на данный автомобиль (например, родная автомагнитола или бампер как запчасть),
  • при установке компонентов, которые прошли оценку соответствия безопасности в составе с вашим авто, что подтверждается сертификатом соответствия,
  • если компонент предусмотрен для установки производителем,
  • при серийном изменении конструкции (то есть самим изготовителем автомобиля).

Так вот, мухобойка не является «стоковым» родным компонентом. Ни один такой дефлектор также не будет проходить испытания на соответствие безопасности в составе вашей машины, иначе бы они стоили гораздо дороже (в документах к дефлекторам просто нет ссылки на соответствующий сертификат по причине отсутствия оного).

А вот третий пункт из списка выше вызывает вопросы. Он говорит о том, что, если в руководстве по эксплуатации к вашей машине прямо указано, что допускается установка дефлектором капота на неё, то ставить мухобойку можно. И для этого не потребуется никаких сертификатов о соответствии и официального внесения изменений в конструкцию. Но и здесь есть проблема – нам лично не известно таких изготовителей автомобилей, которые бы указывали дефлекторы капота как возможные для установки элементы. Просто нет такого упоминания в руководствах большинства транспортных средств.

Так что будет грозить за дефлектор капота?

Как итог имеем, что установка мухобойки – изменение конструкции, которое всё же необходимо официально узаконить, чтобы передвигаться с ней по дорогам России. За езду с ней без выданного разрешения ГИБДД грозит штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, а в перспективе кое-что похуже штрафа.

Но предусмотрительный законодатель посчитал, что этого мало – 500-рублёвая санкция маловероятно приведёт к тому, что водители начнут массово возвращать исходную конструкцию авто. Правда, касается это, конечно же, не дефлекторов. Дело в том, что существующая практика 2024 года берёт своё начало с фаркопов, «свапа» двигателя и других подобных более распространённых нарушений. Здесь власти предпочли более жёстко бороться с такими изменениями конструкции. Но формально это коснулось и мухобоек, потому что здесь аналогичное правонарушение.

Так вот, если уже у стоящего на учёте ГИБДД автомобиля выявлены условия, при которых на учёт не ставят, то Госавтоинспекция вправе такую регистрацию прекратить – до устранения причин нарушения. Как это работает и на основании каких законов, мы объясняли с отдельной статье.

Суть в том, что в случае выявления внесённых незаконно в конструкцию автомобиля изменений, регистрационный учёт временно прекращается. А за езду на незарегистрированном автомобиле вас ждёт новый штраф – 500-800 рублей по части 1 статьи 12.1 КоАП. А за повторное правонарушение – штраф 5 000 рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев. Вот откуда взялась информация о лишении в начале статьи.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Есть ли штраф за сабвуфер в багажнике автомобиля и какой его размер?
  • Сколько размер штрафа за прослушивание громкой музыки в автомобиле в ночное время?
  • Мусоровоз во дворе не может проехать к мусорным бакам – грозит ли штраф и эвакуация?

Штрафуют ли за мухобойку автомобиля на практике в 2024 году?

Но есть и хорошие новости. В настоящее время вероятность того, что вам выпишут штраф конкретно за дефлектор на капоте, стремиться к нулю, хотя и не совсем нулевой. По крайней мере, в судебной практике, где водителям бы назначали лишение за неё, нет. Равно как нет обжалуемых штрафов за мухобойку.

Внимание инспектора к мухобойке может вызвать, например, назревший конфликт с водителем. А так, чтобы тот придрался к детали просто так – это маловероятно. То есть здесь такая ситуация, что суровость закона компенсируется его неисполнением на практике.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»