Замена масла в компрессоре кондиционера
Для подготовки кондиционера к сезону мы рекомендуем проверить его работоспособность заранее
Запись на замену масла в кондиционере
Автомобильный кондиционер, как и многие другие агрегаты машины, требует регулярного ухода и обслуживания
В авто кондиционере механическому износу больше всего подвержен компрессор. Остальные элементы (кроме вентиляторов) неподвижны. Но чаще всего первым выходит из строя не он, а конденсор кондиционера — теплообменник, установленный перед радиатором двигателя
Принцип работы автомобильного кондиционера / климат контроля
Авто кондиционер работает также, как и обычный бытовой холодильник, хотя устроен немного по-другому. Автокондиционер является герметичной системой, заполненной фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне. Такое масло, естесственно, не боится низких температур. Масло в автокондиционере необходимо для смазки компрессора и всей системы.
Теоретически заполнить кондиционер можно было бы и обычным газом, например пропаном, если бы не взрывоопасность. Для холодильных систем придумали специальные хлоросодержащие соединения, которые помимо пожарной безопасности обладают также набором необходимых характеристик. Несмотря на различия между авто кондиционерами различных производителей, их принципиальная схема всегда одинакова.
Итак, при нажатии на кнопку включения авто кондиционера срабатывает электромагнитная муфта, и стальной прижимной диск №3, издав характерный щелчок, примагничивается к шкиву №2. Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер не включен, вращается вхолостую. Когда компрессор №1 включается, он сжимает фреон, находящийся в газообразном состоянии, отчего фреон сильно нагревается, и перемещается по трубопроводу в конденсор №4(который называется в народе радиатором кондиционера, в чем есть доля правды, так как в конденсоре сильно нагретый и сжатый газ фреон охлаждается).
В охлаждении радиатору кондиционера помогает вентилятор №5, который обычно включается на первую скорость вместе с началом работы компрессора. В случае, если автомобиль движется, конденсор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха, что повышает эффективность охлаждения. Охладившись, сжатый газ фреон начинает конденсироваться и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий газ фреон проходит через ресивер-осушитель №6. Здесь, в ресивере, от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочие загрязнения.
В районе ресивера-осушителя, часто на нем самом, есть смотровой глазок №9. Через него можно визуально оценить, насколько заполнена система. Однако, такой глазок есть далеко не на всех авто.
Пройдя очистку в ресивере-осушителе, фреон течет в сторону салона авто, чтобы выполнить свою основную работу. Жидкий фреон проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ) №10. ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон течет в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган / клапан ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, нагрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути ТРВ выступает в качестве автоматически регулирующегося дросселя. Не вдаваясь в термодинамику, ТРВ можно сравнить с соплом аэрозольного баллончика.
Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, газ фреон переходит в газообразное состояние (идет процесс кипения), при этом газ сильно охлаждается. Испаритель №12 — это тот же радиатор, но маленький. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а вентилятор №13 сдувает с испарителя холод в салон автомобиля через систему вентиляции. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. На этом круг замыкается.
Часть системы от компрессора до ТРВ имеет название напорной магистрали. Магистраль всегда можно определить по тонким трубкам, которые либо теплые либо горячие. Часть трубок от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь очень холодная. Если в напорной магистрали при работе компрессора давление колеблется в интервале от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях увеличивается до 30), то в обратной магистрали давление не превышает 1 — 2 атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях постепенно уравнивается и составляет около 5 атмосфер.
Правильную работу системы контролирует несколько датчиков. Количество их варьируется в зависимости от сложности системы. В нашем случае на ресивере-осушителе №6 стоит датчик №7 включения 2й скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора №4недостаточно (например, авто в пробке), давление в напорной магистрали кондиционера начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре также быстро перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор №5 на полную мощность. Датчик №8 выключает компрессор кондиционера, если давление в напорной магистрали достигает запредельных величин. Датчик №11 выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой.
Обслуживание авто кондиционера
В авто кондиционере механическому износу больше всего подвержен компрессор.
Остальные элементы (кроме вентиляторов) неподвижны. Но чаще всего первым выходит из строя не он, а конденсор кондиционера — теплообменник, установленный перед радиатором двигателя. Он находится под давлением (до 20 атмосфер) и постоянно испытывает воздействие летящей с дороги соли, грязи и т. д. Коррозия, вибрация, механические напряжения приводят к образованию в конденсоре микротрещин, утечке хладагента. Продлить срок службы конденсора, как и остальных деталей кондиционера, поможет поддержание подкапотного пространства автомобиля в чистоте. Особенно тщательно необходимо промывать конденсор от накопившихся соляных отложений весной. Кроме того, загрязнение конденсора часто является единственной причиной плохой работы автокондиционера.
В процессе мойки подкапотного пространства полезно проверить надежность механического крепления трубок — фреонопроводов. Если какая-либо трубка вибрирует или имеет свободный ход, ее нужно закрепить.
Также при эксплуатации авто кондиционера нужно чаще проверять уровень масла в двигателе, уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, натяжение ремня привода агрегатов. Это обусловлено повышенной нагрузкой на двигатель автомобиля, которую создает работающий кондиционер автомобиля.
Для подготовки кондиционера к летнему сезону мы рекомендуем проверить его работоспособность заранее, до наступления теплых дней, а при подозрении на недостаточную эффективность или неисправность автокондиционера заехать в сервис на диагностику и заправку кондиционера. Обычно проверку и заправку кондиционера откладывают до последнего, а с наступлением жары во всех обслуживающих кондиционеры фирмах возникают большие очереди.
Конденсор, прослуживший более 3 лет, почти всегда имеет многочисленные очаги коррозии, особенно в местах крепления. В районе возникновения микротрещин на нем появляется характерное пятно от просачивающегося масла. Такой конденсор при очередном обслуживании автомобиля подлежит замене!!! Попытки заварить корпус конденсора обычно обречены на неудачу — проблема вскоре вновь обязательно проявится, может быть, на месте другого очага коррозии.
Причины поломки авто кондиционеров
78% поломок автомобильного кондиционера связано с разгерметизацией системы, в результате которой происходит испарение хладогена. Если вы почувствовали, что климат внутри салона авто изменился, необходимо немедленно обратиться в специализированный автосервис, дабы предотвратить дальнейшее разрушение системы кондиционирования. Ведь чем дольше в системе вместо фреона находится воздух, тем сильнее она изнашивается.
Наиболее распространенным местом утечки является сальник компрессора. Работники некоторых мастерских утверждают, что устранить подобную поломку можно, не демонтируя компрессор. Однако, это не так. Помимо износившегося сальника, причиной протечки фреона может стать и повреждение металлизированной прокладки между 2мя частями компрессора. Для того чтобы заменить дефектную деталь, необходимо разобрать его полностью. Данную операцию настоятельно не рекомендуется проводить самостоятельно, так как она требует опыта и применения специнструмента.
Признаки неисправности авто кондиционера
Признаками неисправности авто кондиционера являются шумы, которые появляются при включении или в процессе работы кондиционера.
Особенности появления таких звуков говорит о многом. Так, если авто кондиционер шумит при работающем двигателе и этот звук не пропадает при отключении автокондиционера, скорее всего, неисправен подшипник шкива. С такой поломкой необходимо сразу обратиться в автосервисную мастерскую. Однако ситуация еще серьезнее, если кондиционер автомобиля начинает шуметь при включении и резко прекращать издавать какие-либо звуки при отключении. Скорее всего, это означает необходимость замены компрессора в сборе, по причине появления люфтов при движении деталей.
Агонию компрессора можно отсрочить, если просто долить масла в систему. Однако это лишь ненадолго продлит агонию и немного оттянет неизбежный выход компрессора из строя. Медлить с визитом в АвтоТехЦентр МЭИ в ЮВАО не стоит, тем более что из-за активной фазы износа в замкнутой системе спиливается графит, который обязательно забьет ресивер-осушитель и терморегулирующий клапан компрессора кондиционера. Через 2-3 месяца история снова повторится: появятся шумы, новый компрессор так же выйдет из строя. Исправить ситуацию в этом случае можно будет только при проведении полной промывки системы.
Однако столь серьезных мероприятий вполне можно избежать, если обратиться в специализированный автосервис при первых же признаках неисправности кондиционера вашего автомобиля.